18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Первая ретроспектива Оскара Шлеммера в Германии

№30
Материал из газеты

Из-за споров о наследии художника не было ни одной его крупной выставки

По причине длившегося долгие годы юридического спора о наследии Оскара Шлем­мера (1888–1943) не было ни одной большой ретроспективы художника, имя которого прочно связано с историей Баухауса. Лишь теперь, спустя 70 лет после его смерти, когда истек срок авторских прав на его произведения, в Государственной галерее Штутгарта открылась первая за 40 лет в Германии масштабная выставка одной из самых заметных фигур в немецком авангарде.
Геометрически стилизованные под влиянием кубизма изображения человеческих фигур у Шлеммера одновременно напоминающие манекены, как у итальянских художников-метафизиков Джорджо Де Кирико и Карло Карра, узнаются сразу. На выставке около 250 картин, скульптур, рисунков и костюмов по его эскизам, а также неопубликованные архивные материалы. Почти половина экспонатов — из собрания штутгарт­ской Государственной галереи, которой принадлежит самая большая коллекция работ Шлеммера.

Из самых знаковых произведений в экспозиции — Лестница в Баухаусе (1932) из МоМА в Нью-Йорке. Шлеммер написал ее незадолго до того, как нацисты закрыли школу, где он преподавал с 1920 года, сначала возглавив мастерскую изделий из металла, затем скульптуры.

В те же годы к Шлеммеру пришла известность, его работы стали покупать музеи. А в 1930-е, преследуемый нацистами, художник  уже не мог участвовать в выставках, а его работы были включены в выставку Дегенеративное ис­кус­ство, устроенную вла­стями в 1937 году.

В 2000 году, когда Лестница в Бау­хаусе экспонировалась в На­циональной галерее в Берлине, наследники художника наконец получила решение суда о ее задержании в стране. Но это известие, увы, опоздало: картина была уже на пути обратно в Нью-Йорк.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+