18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«По Италии с Сировским». Первый том итальянских дневников Валерия Сировского

Рукописные тетради известного художника превращены в набор авторских коллажей, изданных максимально аутентично

В новой рубрике наш книжный обозреватель Дмитрий Бавильский рассказывает о книгах, имеющих отношение к самым разным художественным практикам. Каждый понедельник он рецензирует альбомы и выставочные каталоги, сборники статей и воспоминания, а также романы и даже повести, содержание которых так или иначе связано с искусством. Сегодня — «По Италии с Сировским». Издательство «Барбарис» выпустило первый том итальянских дневников Валерия Сировского.

Валерий Сировский — колоритный дядька, которого легко можно представить себе рисующим за столиком кафе «Флориан» на венецианской площади Сан-Марко или же медитирующим рядом с миланским Дуомо. Возле каждого места туристического паломничества обязательно найдется такой вот неторопливый задумчивый господин, рисующий или пишущий в тетрадку что-нибудь очень художественное. Это мы в вечной суете мечемся меж памятников истории, стараясь обозреть (sic!) как можно больше хрестоматийных шедевров, но есть же вызывающие острую зависть любимцы богов, неспешно вкушающие культурные ландшафты, возложив ногу на ногу, обложившись карандашами, кофе и рабочими блокнотами.

Долгие годы Валерий Сировский крепко-накрепко (в том числе кровными узами) связан с Италией и ее кинематографистами. Это и позволяло ему путешествовать по Апеннинскому полуострову даже в самые глухие, что ни на есть застойные годы. Плод такой кочевой жизни — целый шкаф дневниковых набросков, рисованных или текстовых, переложенных всяческим туристическим сором: билетиками, афишками и флаерами, вырезками из газет, меню и бланками отелей, открытками и даже фантиками, вклеенными непосредственно в рукописи. Для публикации итальянских хроник издательство «Барбарис» оцифровало около 7 тыс. страниц, превращенных Сировским в авторские коллажи, сочетающие буквы, картинки и разную бумажную мелочь, непонятно как накапливающуюся в карманах любого путешественника и так же непонятно куда исчезающую — а зря, потому что теперь смотреть на все эти артефакты да раритеты прошлых десятилетий не только приятно, но и полезно.

Издательство «Барбарис», ведомое Ириной Тархановой, превратило груду разрозненного аутентичного материала в шедевр полиграфического мастерства. Рукописи прокомментированы, во-первых, Тархановой, записавшей с художником обстоятельную беседу, во-вторых, самим Сировским: большинство опубликованных тетрадных разворотов вынесено в уменьшенном виде в самый конец книги — туда, где петитный раздел позволяет целиком прочитать подорожную скоропись и уяснить себе непонятые при первом знакомстве тексты.

Это обаятельная и легкая (но отнюдь не легкомысленная) книжка для чтения, а точнее, разглядывания набросков и коллажей, передающих не только пейзажи, памятники искусства и жизненные обстоятельства, но и настроение, в котором они были сделаны. Ну да, неторопливое, сосредоточенное, предельно дружественное Италии и миру, экстравертное. «Барбарис» анонсирует продолжение (не зря на обложке «По Италии с Сировским» стоит цифра 1), поскольку в опубликованный том вошла лишь малая часть оцифрованного материала.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+