18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новый закон за порчу памятника предусматривает штрафы до 60 млн рублей

Федеральный закон № 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП)», предусматривающий усиление административной ответственности за нарушения законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия, был подписан президентом Владимиром Путиным 7 мая. Действовать он начнет в августе и обещает революционные изменения в этой сфере.

Этого закона ждали, как евреи манны небесной, — он один, похоже, сможет спасти российскую старину. Судите сами: сегодня нарушения, касающиеся требований охраны памятников даже федерального значения, наказываются штрафами от 20 тыс. до 30 тыс. руб. А взыскание за те же действия в отношении выявленных объектов культурного наследия — 10–20 тыс. руб. Исключения касаются памятников местного значения в Москве, где штрафы были подняты до 500 тыс. — 1 млн руб. Но в Москве эта сумма точно не остановит инвестора, у которого при застройке участка в центре на кону десятки миллионов в твердой валюте.

Отныне 60 млн руб. — максимальный штраф (в 12 раз выше прежнего), который будет налагаться за уничтожение или повреждение ценного объекта на юридическое лицо (статья 7.14 КоАП) в дополнение к действующей уголовной ответственности для физических лиц (статья 243 УК). Конечно, он тоже не сопоставим с потенциальной выгодой застройщика. Однако $2 млн все же ощутимая потеря. За нарушения требований сохранения, использования и госохраны объектов культурного наследия штрафы ниже, но опять же существенно серьезнее, чем были раньше. Они составляют от 200 тыс. до 5 млн руб., в отношении особо ценных объектов — от 1 млн до 20 млн руб., а для выявленных памятников — от 100 тыс. до 1 млн руб. Кроме того, новый закон исключает дифференциацию ответственности в зависимости от их категории, будь то объекты федерального или регионального уровня.

Но и это еще не все. Впервые вводится ответственность за неисполнение требований по приостановлению земляных, строительных и иных работ в случае, если объект — не признанный памятник, а лишь обладает «признаками объекта культурного наследия» (штрафы для юрлиц — от 200 тыс. до 5 млн руб.). Яркий пример из последних — дом Волконских на Воздвиженке, выведенный в 2000-х из реестра памятников, который, безусловно, таковыми признаками обладает. Причем санкции должны применяться не только к исполнителям, но и к организаторам работ. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности — с двух месяцев до года, что должно сделать бессмысленной обычную практику юридических проволочек.

Наконец, последнее. Помимо штрафа, в качестве возможной санкции предусмотрена дисквалификация должностных лиц. В Мосгорнаследии это называют «потенциально мощным превентивным инструментом». Большого начальника за такую провинность могут лишить права занимать должности на госслужбе, в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Не навсегда, правда, а на срок от полугода до трех лет. «Закон позволит обеспечить законность и правомерность привлечения правонарушителей к административной ответственности, а также справедливость и соразмерность наказания совершенному правонарушению, его неотвратимость…» — надеется главный инспектор в области государственной охраны объектов культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян, принявший самое активное участие в подготовке новых правовых норм. Горожанам остается надеяться вместе с ним. И рассчитывать, что принятие закона не будет компенсироваться необязательностью его исполнения. Как это, увы, часто бывает.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+