18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три самые интересные выставки недели

Шедевры итальянского Возрождения в ГМИИ им. А.С.Пушкина, юбилейная экспозиция Московского музея современного искусства, первая почти за полвека ретроспектива Александра Самохвалова в Русском музее.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина продолжает знакомить российского зрителя с шедеврами живописи из ведущих мировых музеев — на этот раз на выставке «Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии». В экспозиции представлены полотна итальянских мастеров второй половины XV века, а в ее центре — знаменитая картина Пьеро делла Франческа «Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами» (1491) из Национальной галереи Марке в Урбино. Помимо этого шедевра, здесь же обладающие огромной художественной ценностью картины живописцев, творчество которых было связано с городами Северной Италии: Джованни Беллини, Карло Кривелли, Козимо Тура. Каждый из этих прославленных мастеров по-своему раскрывает и трактует центральный сюжет Богоматери с младенцем, как в византийской иконописи, так и в искусстве Возрождения. Например у Джованни Беллини она необычайно лирична и строится на диалоге Мадонны и младенца, а Карло Кривелли трактовал тему в символическом ключе, в отличие от Козимо Туры, чья «Мадонна со спящим младенцем» (1470) полна экспрессии и драматизма. Помимо того что выставка представляет несомненные шедевры, объединенные одной темой, это еще и уникальная возможность увидеть картины художников, произведения которых отсутствуют в российских музейных собраниях.

К своему 15-летию Московский музей современного искусства подготовил новую выставку, решив развернуть в экспозиции не только историю того, как складывалась его коллекция, но и как менялась концепция собрания и как функционирует музей. В выставку, помимо работ известных российских художников, включены и зарубежные, в том числе классики Арман, Пикассо, Де Кирико, Дельво и другие. Название выставки «Музей с предсказаниями» тоже не ради красного словца. По мнению ее куратора и одновременно директора музея Василия Церетели, искусство — это своего рода пророчество, поэтому и решили к билету на выставку прилагать печенье с предсказаниями художников, писателей и философов. Изменен и привычный выставочный маршрут: залы с работами художников чередуются с пятью площадками, посвященными разным неожиданным темам, одна из которых, например, «внутренняя кухня» музея (факты из истории собрания, жизнь сотрудников), тут же — его библиотека.

Александр Самохвалов (1894–1971) — абсолютный классик русского искусства. Даже те, кто не слышал этого имени, наверняка видели и знают его романтизированные картины на тему советского труда и спорта, самая знаменитая среди которых — «Девушка в футболке». Большая часть экспонатов на выставке — из собственного собрания Русского музея, остальные привезены из других отечественных музеев, в том числе Тверской областной картинной галереи, куда вдова художника передала оставшиеся у нее работы и большую часть его архива. Всего в экспозиции 250 произведений Самохвалова начиная с мало известных ранних архитектурных рисунков (в 1914–1918 годах он учился в петербургской Императорской академии художеств на архитектора) и заканчивая почти неизвестной широкому зрителю последней большой картиной 1967 года «Аппассионата» («Строители коммунизма»).

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+