18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Русские торги в Лондоне: по-прежнему есть спрос и предложения хватает

Русские торги четырех аукционных домов (в этом году в Нью-Йорке их не проводят ни Christie’s, ни Sotheby’s), результаты которых являются одним из индикаторов русского антикварного рынка, были спрессованы в три дня. Утром 3 июня аукционный марафон открыл Christie’s, отказавшийся от разделения торгов по живописи на дневные и вечерние, считающиеся более престижными (где традиционно выставляются наиболее значимые вещи). Объединенные торги дали отличный результат: впечатляющий размерами и провенансом Натюрморт с фруктами Ильи Машкова был продан за £4,8 млн (здесь и далее цены приведены с учетом премии аукционного дома). Подтвердились прочные позиции, которые сегодня занимают на рынке работы Николая Фешина. Нежный, несмотря на преобладание красных и черных тонов, Портрет Кати ушел за £385,9 тыс. Стабильным остался и интерес покупателей к произведениям Николая Рериха, чьи Святыни и твердыни в результате торга достигли £481,9 тыс.

На вечерних торгах Sotheby’s Фешин, говоря спортивным языком, улучшил свои показатели: £1,48 млн за его ра-
боту Миссис Фешина с дочерью только укрепили оптимистические настроения участников рынка. Искушение Ладо Гудиашвили — масштабное полотно с полуобнаженными красавицами в сочном экзотическом пейзаже — было продано за внушительные £782,5 тыс., подтвердив выход этого автора из «этнографической» ниши (если не в искусствоведческом, то в финансовом плане). Femme cubiste Наталии Гончаровой ушла за £662,5 тыс., что, в принципе, не очень много для художницы, утвердившейся в статусе полноценного бренда международного арт-рынка.

Одной из интриг следующего дня стало включение в дневные торги Sotheby’s портрета Анны Ахматовой работы Юрия Анненкова (эстимейт — £150–200 тыс.). Полгода назад на дневных торгах Christie’s анненковский портрет Всеволода Мейерхольда ушел за £1,049 млн, в связи с чем высказывались мнения, что иконический портрет Ахматовой имело смысл выставить на вечерние торги, где участники заранее готовы расставаться с крупными суммами. На этот раз предыдущий рекорд перекрыт не был, однако £902,5 тыс., уплаченные за графическую работу Анненкова, — это достойный результат.

Если отвлечься от топ-лотов, необходимо отметить устойчивый интерес покупателей к хорошим подборкам вещей крепких мастеров в других ценовых сегментах. Так же, как и полгода назад, покупатели энергично торговались за стринг вещей Марии Якунчиковой на Christie’s (гобелен, вытканный по рисунку художницы, был продан за £97,9 тыс. при эстимейте £6–8 тыс.) и за небольшие работы Сергея Чехонина (в том числе за эскизы дизайна росписи тканей). По-прежнему востребованы рынком чудесные живописные миниатюры Ивана Похитонова, казалось, полностью скупленные российскими коллекционерами (в значительной степени именно частные коллекции обеспечили работами юбилейную выставку Похитонова в Третьяковской галерее в 2010 году). Четыре похитоновские вещи, все из частных европейских коллекций, были проданы на вечерних торгах Sotheby’s (самая дорогая ушла за £182,5 тыс.) и еще пять — на Christie’s (самая дорогая — за £157,9 тыс.).

Весь день 5 июня шли торги MacDougall’s, успешно продавшего большую часть своих топ-лотов. Вечерняя заря Ивана Шишкина, по размерам подходящая дворцовому ин-терьеру, соединившая любимый публикой сосновый лес, меланхолическую распутицу на переднем плане и поэтичнейший закат на заднем, ушла за £2,2 млн. Странники. За Волгой Михаила Нестерова, демонстрировавшиеся в Москве в дни открытия юбилейной выставки художника в Третьяковской галерее, были проданы за £1,9 млн. Летнее утро. Охотино Константина Коровина достигло цены £747 тыс. По всему было видно, что любовь русской аудитории к художникам круга «Родной речи» никуда не исчезла.

В середине дня начались торги Bonhams, где наибольший интерес вызывали перспективы великолепного мерцающе-синего полотна Николая Рериха Труды Богородицы (Madonna Laboris), первоначальный эстимейт которого (£800 тыс. — 1,2 млн) был увеличен практически вдвое непосредственно перед торгами. На фоне качественной, но достаточно традиционной коллекции Bonhams выделялось и прекрасное полотно Александра Волкова Дети-музыканты (эстимейт — £200–400 тыс.), которое, как ни странно, нигде особо не рекламировалось. Именно эти две работы и стали объектами упорного торга: в результате Рерих был продан за рекордные для русского искусства £7,9 млн, а Дети-музыканты — за £2,1 млн, что подтвердило общий позитивный тренд на рынке классического русского искусства: у покупателей по-прежнему есть деньги и готовность покупать высококлассные вещи. Есть деньги и у покупателей внутри страны. В этом году в период с марта по июнь отечественные аукционные дома провели более 20 торгов, посвященных живописи, графике и декоративно-прикладному искусству. Особенно урожайной выдалась неделя с 18 по 25 мая, когда в Москве и Санкт-Петербурге прошло пять аукционов классического искусства. Рекордсменом первого полугодия 2013 года стал аукционный дом «Русская эмаль», благодаря продаже картины Константина Юона Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе) за 87,4 млн руб., что особенно впечатляет, учитывая технику — бумага на картоне, темпера. Петербургские «Русские сезоны» успешно продали Вечер на Украине Ивана Айвазовского за 28,8 млн руб. Карандашный рисунок Юрия Пименова Обыкновенное утро ушел на торгах в «Совкоме» (традиционно активно работающем с советскими классиками) за 7,15 млн руб. На своем единственном за полугодие аукционе «Магнум Арс» продал картину Василия ПоленоваМальчик из Каира за 7,16 млн руб. В аукционном доме «Кабинет», лидирующем в этом полугодии по количеству торгов, полотно Николая Крымова Пейзаж с коровами достигло планки в 6,38 млн руб. Кроме перечисленных «передовиков производства», торги проводили «Гелос», Галерея Леонида Шишкина, Российский аукционный дом и галерея «Эритаж». Галерея «Альбион», славящаяся аукционами графики, в первом полугодии торгов не устраивала. Заявивший в декабре прошлого года о начале своей деятельности ВосточноЕвропейский антикварный дом привлек внимание не только торгами, но и вызвавшим оживленное обсуждение дресс-кодом и правилами поведения, которые антикварный дом установил дляучастников аукционов. Дом антикварной книги «В Никитском», ранее специализировавшийся на букинистике, расширил сферу деятельности и в апреле провел аукцион живописи, графики и декоративнорикладного искусства.

Кроме значительного числа проводимых торгов и пополнения рядов российских аукционных домов, следует отметить как позитивную тенденцию продление календарного антикварного сезона: июнь стал полноценным рабочим месяцем для отечественных аукционных домов. В общем, если добавить высококлассных произведений русского искусства (в которых рынок испытывает острую потребность), то перспективы активности российского антикварного рынка можно оценивать вполне оптимистично.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+