18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Три лучших лота недели

На этой неделе Татьяна Маркина выбирала самые интересные лоты не на московских торгах, а на аукционах в Стокгольме и Хельсинки, которые традиционно проходят после больших русских торгов в Лондоне. Среди лидеров — роскошное панно Константина Маковского, эскиз Константина Коровина и яичко с видом Царского Cела.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Конец XIX в.

Это огромное полотно (2,2´3,6 м) обнаружили в шведском поместье специалист аукционного дома Марк Мори и лондонский консультант аукциона, специалист по русского искусству Иван Самарин. Как рассказал владелец, панно появилось здесь в середине 1930-х годов. Предыдущий хозяин имения, обувной фабрикант из Эребру, получил картину в счет оплаты партии обуви для советской армии. Дважды панно перепродавалось вместе с поместьем. Приглашенная аукционным домом Елена Нестерова, специалист по творчеству Маковского, установила, что это полотно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге. В начале ХХ века фон Дервиз продал свой петербургский особняк — вместе с панно; новый владелец, финский предприниматель Антон Альфтан, в 1907 году устроил выставку всего комплекса картин, имевшую большой успех. В 1918 году барон Альфтан вернулся на родину в Финляндию, вероятно вместе с картинами, так как в дальнейшем они появляются на аукционах в Европе и США. Панно «Счастливая Аркадия» продавалось на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем перепродавалось в 2007 году на Sotheby’s в Нью-Йорке. Однако это точно не та работа, что висела почти весь прошлый век в Швеции: оба панно практически идентичны по размерам и деталям изображения, но на том, что находилось в шведском поместье, есть подпись, а на том, что продавалось на Sotheby’s, подписи нет. Существует исторический анекдот, опубликованный в журнале «Солнце России»: якобы барон Альфтан уговорил Маковского постфактум поставить подписи на принадлежащих ему панно. Аукционный дом предполагает, что кто-то увидел оригинальное панно «Счастливая Аркадия» для особняка фон Дервиза и был настолько впечатлен, что заказал Маковскому копию. В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным.

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм, 3 декабря (13:00), эстимейт €650–780 тыс.


Пасхальное яйцо с видом Царского Села. XIX в.

Самый распространенный в XIX веке пасхальный подарок — фарфоровое яйцо — ныне коллекционная редкость. Уже в середине XVIII века Императорский фарфоровый завод выпускал такие, чаще всего с отверстием, куда продевали ленту, чтобы потом подвесить яйцо под иконы. Сперва фарфоровыми яйцами христосовались члены царской семьи, потом продукция стала более популярной и дешевой, и их начали выпускать не только ИФЗ, но и частные заводы. Нередко яйца расписывались соответствующими случаю религиозными сценами, однако встречались и светские сюжеты, как изображенный на этом яйце вид Камероновой галереи в Царском Селе.

Bukowskis, Стокгольм, 4 декабря (10:00), эстимейт €2,7–3,3 тыс.


Константин Коровин. Эскиз театральной декорации. Начало ХХ в.

Аукционный дом Bukowskis, до кризиса 2008 года очень активно занимавшийся русским искусством, в последние годы слегка сдал позиции, тем не менее регулярно продает живопись и прикладное искусство в своем отделении в Хельсинки и прикладное искусство и иконы в Стокгольме. Выставленный на торги эскиз декорации кисти Константина Коровина наверняка может быть идентифицирован более подробно, но для этого нужно, чтобы его купил русский коллекционер или антиквар. В пользу эскиза — многочисленные наклейки на обороте, от Научно-исследовательского музея Академии художеств и МОССХ до Реставрационных мастерских им. Грабаря.

Bukowskis, Хельсинки, 10 декабря (14:00), эстимейт €33–35 тыс.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+