18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три лучших лота недели

На этой неделе Татьяна Маркина выбирала самые интересные лоты не на московских торгах, а на аукционах в Стокгольме и Хельсинки, которые традиционно проходят после больших русских торгов в Лондоне. Среди лидеров — роскошное панно Константина Маковского, эскиз Константина Коровина и яичко с видом Царского Cела.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Конец XIX в.

Это огромное полотно (2,2´3,6 м) обнаружили в шведском поместье специалист аукционного дома Марк Мори и лондонский консультант аукциона, специалист по русского искусству Иван Самарин. Как рассказал владелец, панно появилось здесь в середине 1930-х годов. Предыдущий хозяин имения, обувной фабрикант из Эребру, получил картину в счет оплаты партии обуви для советской армии. Дважды панно перепродавалось вместе с поместьем. Приглашенная аукционным домом Елена Нестерова, специалист по творчеству Маковского, установила, что это полотно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге. В начале ХХ века фон Дервиз продал свой петербургский особняк — вместе с панно; новый владелец, финский предприниматель Антон Альфтан, в 1907 году устроил выставку всего комплекса картин, имевшую большой успех. В 1918 году барон Альфтан вернулся на родину в Финляндию, вероятно вместе с картинами, так как в дальнейшем они появляются на аукционах в Европе и США. Панно «Счастливая Аркадия» продавалось на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем перепродавалось в 2007 году на Sotheby’s в Нью-Йорке. Однако это точно не та работа, что висела почти весь прошлый век в Швеции: оба панно практически идентичны по размерам и деталям изображения, но на том, что находилось в шведском поместье, есть подпись, а на том, что продавалось на Sotheby’s, подписи нет. Существует исторический анекдот, опубликованный в журнале «Солнце России»: якобы барон Альфтан уговорил Маковского постфактум поставить подписи на принадлежащих ему панно. Аукционный дом предполагает, что кто-то увидел оригинальное панно «Счастливая Аркадия» для особняка фон Дервиза и был настолько впечатлен, что заказал Маковскому копию. В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным.

Stockholms Auktionsverk, Стокгольм, 3 декабря (13:00), эстимейт €650–780 тыс.


Пасхальное яйцо с видом Царского Села. XIX в.

Самый распространенный в XIX веке пасхальный подарок — фарфоровое яйцо — ныне коллекционная редкость. Уже в середине XVIII века Императорский фарфоровый завод выпускал такие, чаще всего с отверстием, куда продевали ленту, чтобы потом подвесить яйцо под иконы. Сперва фарфоровыми яйцами христосовались члены царской семьи, потом продукция стала более популярной и дешевой, и их начали выпускать не только ИФЗ, но и частные заводы. Нередко яйца расписывались соответствующими случаю религиозными сценами, однако встречались и светские сюжеты, как изображенный на этом яйце вид Камероновой галереи в Царском Селе.

Bukowskis, Стокгольм, 4 декабря (10:00), эстимейт €2,7–3,3 тыс.


Константин Коровин. Эскиз театральной декорации. Начало ХХ в.

Аукционный дом Bukowskis, до кризиса 2008 года очень активно занимавшийся русским искусством, в последние годы слегка сдал позиции, тем не менее регулярно продает живопись и прикладное искусство в своем отделении в Хельсинки и прикладное искусство и иконы в Стокгольме. Выставленный на торги эскиз декорации кисти Константина Коровина наверняка может быть идентифицирован более подробно, но для этого нужно, чтобы его купил русский коллекционер или антиквар. В пользу эскиза — многочисленные наклейки на обороте, от Научно-исследовательского музея Академии художеств и МОССХ до Реставрационных мастерских им. Грабаря.

Bukowskis, Хельсинки, 10 декабря (14:00), эстимейт €33–35 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+