18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Неделя аукционов русского искусства в Лондоне

Вечерний аукцион Sotheby's собрал £5 млн, из 37 предложенных лотов продано 12. Русский рынок замер: продолжить ли, повинуясь глобальной тенденции, скачку цен или пойти своим путем и сепаратно рухнуть?

Сразу хочется сказать: подбор произведений на вечерних торгах Sotheby's был далеко не самым сильным. Кое-что было не слишком интересным, кое-что — явно переоцененным. Конечно, бывали времена, когда растущий рынок буквально в спину подталкивал покупателей, заставляя их брать все. Сейчас покупатели не в лучшем настроении, многие беспокоятся о судьбе своих бизнесов, тяжелые думы не дают родиться тому радостному драйву, который помогает покупать легко и дорого. И хотя лорд Марк Полтимор, талантливейший аукционист, шутил и когда в зале вдруг притух свет, погрузив все в драматический полумрак («в темноте я на многое способен»), и когда дело дошло до преогромнейшего полотна Маковского («если у вас в доме не хватит для него места, Sotheby's может предложить свой склад»), покупали вяло. 
Самым дорогим лотом стала картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» (£1,3 млн), потом последовала «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой за £698 тыс. Чуть не сотня дневников и альбомов Александра Яковлева с рисунками из его путешествий по Азии и Африке, за которые пару лет назад покупатели, наверное, поубивали бы друг друга, почти без торга ушла за £300 тыс. Очень красивая работа Павла Челищева с женщиной у окна, висевшая на почетном месте за спиной аукциониста, преодолела верхний эстимейт и продана за £362 тыс. 

Отдельно заставляла волноваться судьба трех работ из собрания Международной конфедерации союзов художников, в прошлом сезоне совершившей на рынке буквально революцию полотнами соцреалистов из своей коллекции. Сформировавшийся было тренд на соцреализм увлек и продавцов, и покупателей, и критиков, но теперь всем придется взять себя в руки. Из трех работ продана, безусловно, лучшая — «В пути» Георгия Нисского, за £602 тыс. при эстимейте £500–700 тыс. Картины Виктора Попкова из частной коллекции, участвовавшие в недавнем международном выставочном турне, никто купить даже не пытался. Как и «Вечер в колхозе» Александра Дейнеки 1949 года, оцененный в £1–1,5 млн.

25 ноября Sotheby's продолжит свои русские торги аукционами живописи, старой и современной, и прикладного искусства.

А тем временем... Вместо приема перед своим аукционом Максим Боксер, устроитель выставки и торгов «Метафизическое искусство в России новейшего времени», приглашал желающих на лекции, одну из которых провел куратор и арт-критик Сергей Хачатуров.

Придумывая свой аукцион современного российского искусства, коллекционер и арт-дилер Максим Боксер собирался совмещать в этом проекте культуртрегерскую и коммерческую задачи. Коммерческая решается более-менее по плану: первые торги, которые были посвящены «русскому космизму», прошли летом в рамках прошлой недели лондонских русских торгов. С результатом, который позволил замахнуться на вторые.

Просветительская часть тоже развивается. Конечно, аукционная коллекция не кураторский проект, и вписать ее в рамки одной темы не просто. Что хоть и затруднило задачу Сергею Хачатурову, зато сделало ее решение интереснее и эффектнее. Кстати, метафизикой в русском искусстве никто не занимался, так что текст Сергея к каталогу, а также теоретическая статья искусствоведа Евгения Барабанова к одной старой берлинской выставке получаются единственными размышлениями на эту тему. Итальянская метафизика была очарована магией пространства, текущего сквозь оболочку вещей. Русские художники, близкие метафизическим идеям, воздвигали в пространстве предмет, наблюдали его «осязающим глазом». Поэтому своеобразным эпиграфом к выставке-аукциону выбран рисунок Кузьмы Петрова-Водкина

Основной набор работ предлагалось разделить на три группы. Одна посвящена мастерам неофициального искусства, увлеченным темой таинственной жизни предметов и величием повседневности (это Владимир Яковлев, Игорь Шелковский, Оскар Рабин, Николай Вечтомов). Другая группа — произведения художников поколения 1980–1990-х, тех, кто стремится к пуританской простоте и цельности пластического высказывания (Никита Алексеев, Ирина Затуловская, Юрий Альберт). А третья — метафизика в фотографии, работы Владислава Ефимова и его учеников. И хоть присутствующие (включая автора этих строк) и после лекции все равно вряд ли смогли бы отличить экзистенциализм Джорджо Моранди от богоискательства Владимира Вейсберга, мероприятие явно удалось.

Все упомянутые работы с выставки будут проданы на аукционе 25 ноября, прямо в том зале, где они и висят, — на площадке лондонской галереи «Эрарта». Эстимейты — от £500 до £5 тыс. Рисунок Петрова-Водкина — £15–20 тыс.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+