18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было

На выставке «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» представлено 200 произведений искусства из почти 600, переданных коллекционером в конце 2019 года.

«Коллекция, полученная от Владимира Некрасова, особенно ценна тем, что она представляет слой [советского и постсоветского искусства] гораздо шире и глубже, чем может выбрать сам музей, — считает Наталья Козырева, завотделом рисунка и акварели Государственного Русского музея. — Здесь много работ художников, в свое время не выходивших на уровень музейной заинтересованности. Есть вещи, которые мы пропустили по разным мотивам: то ли они тогда показались не музейного уровня, то ли художник нас не очень устраивал. Ошибки в оценке современного искусства очень часты, и это нормально. А то, что нонконформизм не мог появиться в нашем музее тогда, вообще не от нас зависело. Теперь мы получили немало работ, благодаря которым творчество многих художников, чьи произведения уже находятся в собрании музея, заиграло другими оттенками».

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Как рассказала нашей газете Людмила Черных, помощница Владимира Некрасова, представлявшая его на церемонии в Корпусе Бенуа, дата открытия выставки несколько раз переносилась с конца 2019 года: сначала из-за незавершенной работы над каталогом, потом из-за пандемии, затем ее отложили до окончания постановки всех предметов на музейный учет. За это время коллекционер передал музею еще ряд работ, в том числе из серии «Новые святые» Айдан Салаховой, посвященной работе медиков во время пандемии ковида.

На вопрос, не планирует ли сам Владимир Некрасов проводить выставки, подобные тем, что он устраивал в начале 2000-х в магазинах сети «Арбат Престиж» в Москве, Людмила Черных ответила отрицательно. «Коллекционер охотно предоставляет вещи из своего собрания на временные экспозиции в другие музеи, — рассказала она. — Владимир Ильич продолжает пополнять свою коллекцию, она живая, динамичная, но в ней есть часть, закрытая для посторонних. Это его личное собрание русского искусства: живопись, фарфор, лаковая миниатюра, скульптура».

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

Владимир Некрасов, бизнесмен и меценат, бывший владелец группы компаний «Арбат Престиж», — один из самых известных российских коллекционеров, собиратель русского и советского искусства XX–XXI веков. В его собрание входили коллекции русского авангарда, советской довоенной живописи и послевоенного искусства, работы художников-шестидесятников, мастеров позднесоветского периода. Некрасов увлекался и современным, актуальным искусством — в его собрании есть работы Анны Афониной, Константина Батынкова, Анатолия Осмоловского, произведения стрит-арта.

Благодаря дару коллекция Русского музея пополнилась работами признанных классиков советского искусства: Сергея Герасимова, Владимира Игошева, Бориса Неменского, Аркадия Пластова, Иосифа Рубанова, Николая Терпсихорова, Виктора Цыгаля, Бориса Яковлева. А также неожиданной графикой Кукрыниксов (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) — камерными пейзажами и жанровыми композициями.

Особую ценность представляют 30 произведений Гелия Коржева. В основном это эскизы и рисунки к его картинам, созданным между 1960 и 2000 годами, многие из них фактически являются самостоятельными работами. «Собственно, наше общение с Владимиром Некрасовым и началось с работ Гелия Коржева, — рассказала изданию Ольга Мусакова, ведущий научный сотрудник фонда живописи ХХ — начала XXI века ГРМ, принимавшая активное участие в отборе работ для передачи музею. — Мне очень нравится эскиз к картине „Иуда“. Даже больше, чем окончательный вариант. Мы получили замечательные эскизы к „Милосердию“, но мечтаем о большем — не теряем надежды договориться о картине „Победитель“, которая находится у самого Некрасова». (Напомним, что в 2017 году коллекционер передал работы Коржева Третьяковской галерее.)

Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.  Фото: Государственный Русский музей
Выставка «Дар Владимира Некрасова Русскому музею» в Государственном Русском музее.
Фото: Государственный Русский музей

По словам Ольги Мусаковой, Русскому музею не хватает произведений художников 1950–1960-х годов, за последние почти 20 лет ГРМ практически не получал финансирования на приобретение экспонатов. Теперь, благодаря дару Владимира Некрасова, музей пополнил фонды большим количеством работ ленинградских художников: Николая Баскакова, Ивана Варичева, Василия Викулова, Юрия Пенушкина, а также московского нонконформиста Владимира Яковлева. Появилась в собрании одна картина Сергея Голлербаха. До сих пор в коллекции ГРМ не было работ Владислава Рожнева, Евгения Трошева, Ирины Шевандроновой. Отсутствовали работы Андрея Тутунова — теперь есть три его картины разных периодов творчества. А также поздние работы Екатерины Зерновой: музей получил ее эскизы монументальных росписей.

«Отлично, что нашелся человек, который очень взвешенно собирал коллекцию, — считает Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений ГРМ. — В ней есть и шедевры, и официальные художники, и средовая живопись, она позволяет объемнее представить наше время. Это живая коллекция, вдохнувшая новую струю в музейную деятельность».

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
«Дар Владимира Некрасова Русскому музею»
До 1 июля

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+