18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрупкое и мягкое: в Эрмитаже показывают стекло и кружево из Испании

Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большинство из 43 стеклянных изделий и 20 образцов вышивки, тканей и кружева, собранных на выставке «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа», публике демонстрируют впервые

Как рассказала Елена Анисимова, куратор «хрупкой части», они с Татьяной Косоуровой, куратором «мягкой части», создали авторский проект, отражающий русский взгляд на испанский стиль. «Я бы сказала, что у меня, как хранителя почти монохромного стекла с его удивительным разнообразием форм, испанский стиль ассоциируется с творчеством Веласкеса и Мурильо. У Татьяны Никодимовны, работающей с легкими, яркими, пластичными вышивками, — с музыкой Бизе и творчеством Мериме. Стекло монохромно, статично — ткани красочны, ярки, динамичны. Поэтому два эти материала соединены в одном проекте», — пояснила Анисимова.

Главным шедевром на выставке является кувшин XVI века из синего стекла. Он долго жил в венецианской витрине Эрмитажа, хотя высказывались предположения, что этот предмет имеет нидерландское происхождение. Теперь в Льеже найден единственный аналог и живописные изображения, которые подтверждают датировку и испанскую атрибуцию кувшина. В то время Испания была одним из лидеров мирового стеклоделия.

Большая часть эрмитажного собрания испанского стекла относится к XVIII веку. Центры его производства находились в нескольких провинциях. Одним из главных была Каталония, там для производства стекла использовались растение солерос, произрастающее на берегах соленых морей. Считалось, что добавки этого растения отторгают яды — от отравленного вина стекло расколется.

Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке показан «поррон» — сосуд для заливания струи вина в рот. Абсолютным моветоном было прикасаться губами к носику, ведь этот сосуд во время трапез пускали по кругу. Из порронов туристов угощают вином до сих пор.

В католической стране обязательным был сосуд для святой воды. Его подвесной вариант участвует в выставке. Назначение «кантиров», кувшинчиков с двумя носиками, непонятно. Возможно, они использовались для обряда крещения, стройные предназначались для девочек, пузатенькие — для мальчиков. Также неясно, для чего предназначались стеклянные палочки: то ли для вязания, то ли для размешивания шоколада. Многие каталонские изделия украшены тончайшими нитями, в XVIII веке их стали называть «стеклянной филигранью».

Кастилия представлена, в частности, блюдом на ножке XVII века, которое могло использоваться для подачи десерта или фруктов. В сосудах в виде голубя хранили мирру. Церковные двуручные вазы украшены евангельскими сюжетами. Непроливайка соединяет два объема — для уксуса и масла: в зависимости от того, в какую сторону наклоняешь «сиамских близнецов», получаешь нужную жидкость в тарелке.

Несколько хрустальных предметов созданы на королевской мануфактуре при дворце Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо в Сеговии, они знаменуют собой начало промышленного производства испанского стекла по европейским образцам с фирменными местными орнаментами в виде цветка граната и гвоздики.

Андалусию отличают самые экзотические формы стекла. Там долго воспроизводились мавританские формы: многоручные вазы, напоминающие светильники, собственно светильники зооморфного вида, фантастические интерьерные фигурки. Последние могли использоваться как детские игрушки. Известно, что подобные предметы давали пятилетнему Людовику XIV.

Самой примечательной среди тканей является орнаментальная вышивка на шелке с кожаными посеребренными нашивками начала XVII века. Такая техника применялась только в Испании. Выставку завершают изображения на тканях львов, цветов, упомянутых выше многоручных ваз и немножко кружева с солярными мотивами.

Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Любопытен провенанс эрмитажных испанских стекла и тканей. Большинство предметов попали туда после революции из музея училища барона А.Л.Штиглица. Ткани прежде находились в коллекциях Якоба Краута и Луи Риккардо Аденхаймера. Стекло происходит из собрания испанского гранда и коллекционера Хуана Факундо Рьяньо, который сотрудничал с Музеем Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), куда продал половину своего собрания, но, видимо, поссо­рившись с англичанами, вторую часть в 1880-х годах уступил Александру Половцову. Тот дождался открытия музея училища Штиглица (барон, он же тесть Половцова, к тому времени умер) и продал стекло туда. 

Государственный Эрмитаж
«Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+