Институт Гетти открывает тайны аукционов третьего Рейха

После запуска базы данных немецких аукционных каталогов 1930–1945 годов ожидается шквал реституционных исков.

Новая база данных значительно упростит поиск произведений искусства, присвоенных нацистами, а возможно, и послужит толчком к новой волне реституции. Сайт предоставляет доступ к большинству немецких аукционных каталогов с 1930 по 1945 годы. Энн Уэббер, глава Лондонской комиссии по реституции предметов искусства, считает, что он окажет «неоценимую помощь в работе над установлением происхождения предметов искусства».

Люсиан Симмонс, директор Sotheby’s по вопросам реституции, отмечает, что появление подобного сайта может привести к новым реституционным искам, так как, по его словам, база данных даст музеям, коллекционерам и продавцам возможность идентифицировать работы, которые могут подлежать возврату. Эвелин Кампфенс, глава Нидерландской комиссии по реституции, ожидает волну исков по поводу картин, которые из Германии попали в коллекции нидерландских музеев.

База данных Института Гетти содержит каталоги 2 тыс. аукционов и описания 230 тыс. предметов. На сайте работает удобный поиск, так что проследить судьбу каждого произведения очень легко. Если предмет найден в базе, одним нажатием вызывается сканированная копия соответствующего аукционного каталога. В базе есть, например, 263 картины Рембрандта и 45 работ Ренуара. Искать можно и по деталям, например по названиям или сюжету, — это уточняет результаты поиска.

Нью-йоркский юрист Лоренс Кей, специалист по реституционным делам, одобрительно отзывается о проекте: «Раньше нам приходилось искать в бесчисленных каталогах, разбросанных по библиотекам разных стран. Теперь задача существенно упростилась, иногда достаточно бывает и нескольких минут». Он подчеркивает, что по базе данных можно сделать предположение о вынужденной продаже вещи, но доказать обратное — что принуждения не было — нельзя.

База данных выросла из проекта библиотеки Гейдельбергского университета по сканированию немецких, австрийских и швейцарских каталогов из 35 библиотек (включая каталоги из музеев Берлина). Эти данные уже два года доступны в Интернете, но поиск по ним не был таким удобным, как в разработке Института Гетти.

База данных не только пригодится для разрешения вопросов о реституции, но и станет ценным ресурсом для искусствоведов и всех, кому интересно изучение немецкого арт-рынка середины XX века.

Самое читаемое:
1
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
2
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
3
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
4
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
5
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
6
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
Первой выставкой в новом пространстве стал проект «Все: человечество в пути», соединивший работы современного художника Пьетро Руффо и сокровища из папской коллекции
12.11.2021
«Нам нужна новая красота»: папа римский открыл в Ватикане галерею современного искусства
7
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Немецкий экспрессионист, несомненно, пребывал в депрессии, которая могла спровоцировать самоубийство. Однако, согласно новой версии современных экспертов, дважды выстрелить в себя из браунинга он не мог
08.11.2021
Эрнст Кирхнер не покончил с собой, его могли убить, считают эксперты
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+