18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

До, во время и после дерзкого берлинского «Штурма»

Герварт Вальден. Около 1918. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Герварт Вальден. Около 1918.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Вышла книга Зинаиды Бонами, посвященная судьбе Герварта Вальдена, который сумел вписать экспрессионизм в историю, но сам из нее надолго выпал. Ответ на вопрос, почему так вышло, выглядит отнюдь не простым

Какими словами можно было бы охарактеризовать деятельность Герварта Вальдена (1878–1941)? Его называли по-разному: и просветителем, и маршаном, и арт-критиком, и даже идеологом экспрессионизма. Все эти ипостаси были действительно ему свойственны, но что здесь главное и объединяющее?

Собственную формулировку искусствовед Зинаида Бонами, в прошлом замдиректора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, вынесла прямиком на обложку своей книги, назвав ее «Герварт Вальден — куратор нового искусства». Уведомив читателя, что знакома и, более того, согласна с общепринятой версией насчет становления кураторской профессии в 1960-е годы, то есть гораздо позднее времени жизни ее героя, Бонами все же указывает на признаки, позволяющие считать Вальдена в некотором смысле «протокуратором», причем интернационального масштаба. Особенно ярко эти признаки проявились при организации первого Немецкого осеннего салона, собравшего в 1913 году в Берлине работы почти всех европейских звезд того самого нового искусства.

Зинаида Бонами. «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 312 с.: ил.
Зинаида Бонами. «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 312 с.: ил.

Больше года назад Еврейский музей и центр толерантности анонсировал крупный международный проект «Под знаком экспрессионизма. Выбор Герварта Вальдена». Выставка была намечена на осень 2023 года — к 110-летию берлинского Салона, хотя вероятность ее проведения выглядит теперь исчезающе малой. На практике дело пока ограничилось лекцией о Вальдене и посвященным ему же круглым столом (оба события прошли в музее в минувшем декабре).

Но есть еще и книга, которая, конечно, не заменяет собой выставку, однако проливает свет на фигуру своего титульного персонажа и многое в ней объясняет. Гипотетически этот труд мог быть даже более подробным, если бы увенчались успехом поиски архива Вальдена, изъятого при его аресте. Автор пишет о таких попытках в первой же главе. Но увы: вместо дневников, писем и фотографий удалось раздобыть лишь следственное дело. Что тоже немало. Протоколы допросов, проводившихся в апреле 1941-го, послужили для книги определенным рефреном: обвиняемый в шпионаже рассказывает о своей жизни, отвечая на вопросы сотрудника НКВД, а Бонами спустя десятилетия эти его ответы комментирует, интерпретирует, дополняет деталями. Такого рода «монтаж» — структурная особенность первой русскоязычной биографии Герварта Вальдена.

Герварт и Нелл Вальдены в своей берлинской квартире. 1916. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Герварт и Нелл Вальдены в своей берлинской квартире. 1916.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Когда-то юный Георг Левин, сын берлинского врача и начинающий композитор, мечтал о славе и о служении искусству. Звучный псевдоним для него придумала первая жена, поэтесса Эльза Ласкер-Шюлер, использовав немецкую вариацию имени главного героя книги «Уолден, или Жизнь в лесу», написанной американцем Генри Торо в середине XIX века. Тем самым был задан трансцендентально-философский формат будущей карьеры Вальдена — и теперь следовало наполнить его делами.

Важнейшим инструментом в руках новоиспеченного адепта экспрессионизма стал основанный им журнал «Штурм» — не только периодическое издание, но и галерейный бренд. С невероятным рвением Вальден продвигал в массы (а заодно и на арт-рынке) творчество художников весьма широкого спектра — от французских фовистов и итальянских футуристов до участников «Синего всадника» и «Моста», а наиболее последовательно и персонализированно — от Оскара Кокошки и Василия Кандинского до Марка Шагала. Почему в итоге от благодетеля отвернулись чуть ли не все его подопечные — особая глава биографии, прописанная в книге пусть и деликатно, но внимательно. И столь же внимательно рассмотрены обстоятельства переезда Вальдена в СССР в 1932 году. Хотя проведенное в Москве последнее десятилетие оказалось не только самым пассивным в его жизни, но еще и трудно проницаемым для исследователя.

Бела Кадар. «Герварт Вальден». Литография. Журнал «Штурм». Сентябрь 1924. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Бела Кадар. «Герварт Вальден». Литография. Журнал «Штурм». Сентябрь 1924.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Как вышло, что подвижник живописного авангарда, долгое время совершенно чуждый политики, оказался зажат между жерновами эпохи? Зинаида Бонами эту тему не обходит, и она даже постепенно становится лейтмотивом книги. Скорее, в том заключалась его беда, а не вина. И во многом беда эта вырастала из желания опережать свое время, действовать в интересах предполагаемого будущего, которое оказалось совсем не таким, как мыслилось.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+