The Art Newspaper Russia
Поиск

Abu Dhabi Art 2014: в свете будущих музеев

Шейх Хамед бин Заед , глава королевской администрации правителя Абу Даби

Шейх Хамед бин Заед , глава королевской администрации правителя Абу Даби

В ноябре в Абу-Даби проходит ярмарка современного искусства — Abu Dhabi Art. Она проводится уже в шестой раз, но о ней мало кто слышал: до недавнего времени Абу-Даби существовал как бы в полусне и был далек от того, чтобы считаться центром художественной жизни. «Местом силы» этого региона по праву называют Дубай, где проходит известная всем ярмарка Art Dubai, проводит торги Christie’s и существует разветвленная система галерей современного искусства. Эмират Абу-Даби мог бы и дальше прозябать в тени соседа, если бы однажды не возникла идея, как будто из «Тысячи и одной ночи», строительства в аравийских песках филиалов двух мировых музеев — Лувра и Гуггенхайма. В основе идеи — стремление изменить статус эмирата и привлечь сюда более насыщенные туристические потоки, нежели те, что направляются в Дубай на шопинг. Открытие музеев ожидается в 2015 (Лувр) и 2017 году (Гуггенхайм), в связи с чем престижность нынешней ярмарки сразу выросла во стократ.

Abu Dhabi Art традиционно проходит на территории выставочного комплекса «Манарат аль-Саадият», название которого можно перевести с арабского как «место просвещения» (или «просветления»). В этом году сюда приехали 46 галерей из Великобритании, США, Франции, Южной Кореи, Японии, а также из Саудовской Аравии и из соседнего Дубая. В организационном комитете ярмарки отсутствует пост директора, она управляется коллегиальным советом под прямым контролем Министерства культуры и туризма, которому и принадлежит последнее слово в выборе участников и разработке ярмарочной программы.

В этом году ярмарка, которая проходила с 5 по 8 ноября, совпала с открытием первой выставки из собственной коллекции Музея Гуггенхайма в Абу-Даби. На открытие прибыла внушительная делегация музейных специалистов Фонда Гуггенхайма во главе с директором музея и фонда Ричардом Армстронгом, который, не задумываясь, назвал выставку «началом новой эпохи и ренессансом художественной сцены арабского мира». Идея экспозиции с символическим названием «Зреть сквозь свет» принадлежала главному куратору Музея Гуггенхайма Сюзан Дэвидсон. Работы 19 художников, среди которых такие знаковые фигуры, как Дэн Флавин, Рашид Кораичи, Яёи Кусама, были распределены по пяти разделам, описывающим свет как «небесный», «чувственно воспринимаемый», «отраженный», «пробужденный» и «трансцендентальный».

Близкое соседство гуггенхаймовской выставки задало ярмарке соответствующий тон. Многие стенды явно рассчитывали привлечь к себе внимание музейщиков. Тема света нашла свое продолжение на стенде галереи Lisson из Лондона: квадрат электрического света французского концептуалиста Даниеля Бюрена, созданный силой 69 флюоресцентных ламп, перекликался со световой скульптурой американского классика Дэна Флавина «Четыре красные горизонтали», которую можно было увидеть на стенде галереи David Zwirner (скульптура, созданная в 1963 году и представляющая собой четыре красные трубки-лампы длиной по 2,4 м, расположенные одна под другой, предлагалась зa $1,5 млн). На стенде галереи Lawrie Shabibi из Дубая «Архитектурная структура» лондонского художника Натаниэла Рэкоу из белых неоновых ламп, соединенных стальными деталями, была успешно продана местному коллекционеру за $16 тыс.

Для любителей более традиционных форм искусства респектабельная нью-йоркская Acquawella привезла живопись и графику Пабло Пикассо, Анри Матисса, Роя Лихтенштейна и Жан-Мишеля Баскиа. Галерея приехала на ярмарку после 4-летнего отсутствия, рассказала ее директор Эсперанса Собрино; причиной возвращения стал явно выросший уровень мероприятия плюс надежда на оживление местного рынка в связи со скорым открытием новых музеев. Не разглашая цены на выставленные работы, она отметила, что галерея легко нашла покупателей среди членов королевской семьи и местной элиты.

Галерея из Лондона Kashya Hildebrand приезжает на ярмарку не первый раз, хорошо знает своих клиентов и их вкусы. Специально на них был рассчитан комплект из пяти гобеленов, вытканных на старинной французской фабрике в Обюссоне по эскизу современного египетского каллиграфа доктора Ахмеда Мустафы. На вернисаже для VIP-персон Кашья Хильдебранд сообщила, что примет предложения о покупке гобеленов только от музеев и готова отдать их все вместе за $5 млн; к концу ярмарки появились сведения, что гобелены проданы в местный арт-фонд. Кроме того, со стенда той же галереи ушли в руки кого-то из начинающих арабских коллекционеров современная каллиграфия молодого иранского художника Азра Агхихи Бахкшаеши за $40 тыс. и полотно Абдаллаха Аккара «Поэзия Антарры» за $20 тыс.

В ярмарке принимали участие практически все достойные галереи из соседнего эмирата Дубай. Художественная жизнь там бьет ключом, галереи участвуют в местной Art Dubai, а также в международных ярмарках в Бейруте, Лондоне, Нью-Йорке и Стамбуле. На их стендах в основном предлагались работы с ценником до $50 тыс.: местным институциям выгодно работать в таком ценовом сегменте, поскольку вырученная за продажу сумма не подлежит налогообложению, а умеренная цена приманивает местных же коллекционеров, которые только начинают входить во вкус и не желают совершать дорогостоящих ошибок.

Пока единственная галерея из Абу-Даби, принимающая участие в ярмарке, — Salwa Zeidan. Ее хозяйка, скульптор-самоучка Сальва Зейдан, эмигрировала в Эмираты из Ливана. Галерею свою она открыла 20 лет назад, когда в Абу-Даби еще и слыхом не слыхивали ни о каком современном искусстве. Сальва не скрывает, что в основе ее успеха на местном арт-рынке лежат близкие отношения с правящей верхушкой; обласканная вниманием шейхов, Salwa Zeidan всегда впереди всех по продажам. Специализируется галерея главным образом на художниках с Ближнего Востока и из Ирана. На предыдущей ярмарке, в 2013 году, у Сальвы была приобретена оптом для частного музея коллекция из 20 работ высоко котируемого здесь иранского художника Резы Дерахшани. Его рейтинг неуклонно растет; в прошлом году у него прошли две персональные выставки, в частном музее «Салсали» в Дубае и в галерее Taymour Grahne в Нью-Йорке. В этом году на стенде у Сальвы Зейдан висела работа Дерахшани 2013 года «Темная сторона Вселенной». Цена не разглашалась, но о ней можно догадаться, если заглянуть в октябрьский каталог аукционного дома Christie’s в Дубае, где эстимейт подобной картины того же художника был обозначен в пределах $40–60 тыс.

Один из самых эффектных стендов был у Thaddaeus Ropac. Восхищение публики вызывала инсталляция современного скульптора швейцарца Нота Витала из трех гигантских голов; также на стенде были представлены крупноформатные полотна Алекса Катца. Ну а самым фотографируемым на ярмарке был, пожалуй, стенд Carpenters Workshop Gallery, который, правда, несколько выпадал из общего настроя, заданного высокоинтеллектуальной выставкой Фонда Гуггенхайма. Бюро, работающее на стыке искусства и дизайна, представило шоу дизайнерского дуэта Studio Job из Голландии — экстравагантные предметы интерьера, среди которых бронзовый стол в виде перевернутого мавзолея Тадж-Махал и настольная лампа в форме грациозно склонившейся Эйфелевой башни. Не меньше людей привлекал ярмарочный раздел Beyond с крупноформатными произведениями, среди которых были работы Ай Вэйвэя, Ильи Кабакова и Франсуа Морелле. Здесь же была выставлена скульптура индийского художника Субодха Гупты «И ты, Дюшан?» — бронзовая «Мона Лиза» с усами и бородой (идею Субодх Гупта позаимствовал у Марселя Дюшана). Она встречала своей ускользающей улыбкой посетителей ярмарки — и как бы подмигивала издалека настоящей луврской «Джоконде», которую, может быть, когда-нибудь и привезут сюда на показ, под своды нового музея.

Материалы по теме
Просмотры: 6527
Популярные материалы
1
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
2
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
3
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
4
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
5
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
6
Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве
В рамках DA!MOSCOW пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии. При этом купить можно абсолютно все произведения, стоимость которых колеблется от 2 тыс. рублей до шестизначных сумм за работы из «Золотого фонда».
17 мая 2019
7
Антонио Канова держал в уме великое наследие античности
В Неаполе показывают работы художника, вдохновленного помпейскими фресками.
16 мая 2019
8
На аукционе Sotheby’s «Стога» Клода Моне проданы за $110 млн
В Нью-Йорке установлен рекорд цены для художника-импрессиониста.
15 мая 2019
9
Кристаллизация противоположностей в Венеции
Ольга Тобрелутс и Мице Янкуловски объединились на выставке в павильоне Северной Македонии на Венецианской биеннале современного искусства.
16 мая 2019
10
Фонд RuArts откроет новое пространство на Новом Арбате
На шести этажах бывшего доходного дома разместятся постоянная экспозиция, залы для выставок, лекторий, библиотека, а также кафе и книжный магазин.
17 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru