18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рождение абстракционизма: как это было

Выставка в нью-йоркском Музее современного искусства рассказывает о том, как создавалось беспредметное направление, совершившее самую радикальную революцию в искусстве после эпохи Возрождения. Причем впервые покажут, как все происходило, не на примере привычных хрестоматийных шедевров, а с привлечением работ из частных коллекций и новых фактов, доказывающих, что 100 лет назад у художников уже была своя «социальная сеть».

Куратор отделов живописи и скульптуры нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA) Лия Дикерман не без основания считает высобытий года. Обширнейшая экспозиция включает более 400 произведений: живопись, скульптуру, графику, фильмы, фотографии, а также печатные издания указанного периода, который, по ее мнению, был столь же судьбоносным для смены культурных кодов в искусстве, как и эпоха Возрождения. «Абстракция могла возникнуть уже в 1910 году, — рассказывает она. — Пикассо приблизился к беспредметности вплотную, но не решился переступить границу, посчитав такой шаг опасным. В это же время Кандинский заложил теоретическую базу абстракции, но не реализовал ее на практике. И только в 1912 году шлюзы прорвало, и начался настоящий потоп». Словно сговорившись, художники из разных стран переступили наконец эту черту. Франсис Пикабиа, один из пионеров направления, утверждал, что именно он «придумал» абстракцию, путешествуя с Клодом Дебюсси и Гийомом Аполлинером по Франции в 1913 году. Однако Дикерман полагает, что на самом деле концепция абстрактного искусства была подготовлена несколькими художникамиTANR № 08–09, с. 14). Первопроходцами здесь были, помимо Франсиса Пикабиа (его работа Источник (1912) представлена в экспозиции), в первую очередь Василий Кандинский (его Композиция № 5 (1911) из частной нью-йоркской коллекции стала украшением выставки), Франтишек Купка, Робер и Соня Делоне (их знаковые вещи тоже фигурируют в экспозиции). И далее по списку — хрестоматийные для абстракции имена Казимира Малевича, Марселя Дюшана, Пита Мондриана. Большая часть работ — из собрания МоМА, остальные, за редким исключением (несколько вещей из европейских музеев), предоставлены частными коллекционерами. Как и полагается выставке такого размаха, она интерактивная: звучит любовная лирика Аполлинера, саундпоэзия дадаистов, демонстрируются кадры из фильмов 1910–1920-х, где запечатлена хореография новаторов танца Рудольфа фон Лабана и Мэри Уигмен. Объявлена и концертная программа: 26 февраля прозвучит музы-ка Клода Дебюсси и Стива Райха, а 4 марта — Арнольда Шёнберга.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+