18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Знатнейшие искусства повседневного пользования

№92
Материал из газеты

Императорская академия художеств призвана была не только обучать, но и просвещать. Как именно это происходило, рассказывает книга Риммы Байбуровой

Для большинства из нас, кроме специалистов, общая панорама русского искусства XVIII века теряется в некоторой дымке. Мы знаем отдельные вехи, которые, будто верстовые столбы, виднеются в тумане. Это имена художников: Иван Никитин, Алексей Антропов, Федор Рокотов, Владимир Боровиковский… Однако что именно происходило в русской художественной жизни галантного столетия, какие подводные течения ею управляли и из чего состоял «подлесок», рисуется в воображении смутно, в отличие от эпохи передвижников или Серебряного века. Монография Риммы Байбуровой «Без добрых дел блаженства нет…», озаглавленная строкой из оды Гавриила Державина на смерть Ивана Бецкого, президента Императорской академии художеств (ИАХ), содержит много любопытных фактов, заполняющих эту лакуну.

В книге с подзаголовком «Просветительская деятельность Академии художеств в XVIII веке» рассказывается даже не конкретно о просветительстве, а обо всей публичной деятельности, в которой обычно закрытая ИАХ открывалась городу. Что могли получить от нее люди, не воспитанники и не студенты? Горожанин XVIII века, оказывается, мог посещать библиотеку; также там проходили публичные лекции, печатались книги. Регулярно устраивались аукционы, на которых академия продавала «излишки» — произведения искусства, создаваемые в процессе обучения: рисунки, гравюры, картины и скульптуры. Это был экономный способ украсить средний дом того времени. Работы более высокого уровня, картины пенсионеров и академиков, а также произведения старых европейских мастеров, пожертвованные меценатами (в первую очередь Иваном Шуваловым), позволили создать музей — второй в Петербурге после Кунсткамеры.

Почти половину этой небольшой и прекрасно изданной книги составляет рассказ о двух публичных выставках, происходивших в 1766 и 1770 годах. Академия ежегодно устраивала отчетные экспозиции, однако печатных каталогов со списком произведений за весь XVIII век сохранилось всего два, причем в единичных экземплярах. Анализ списков помогает понять, из чего в целом складывалась художественная жизнь в ту эпоху. И увидеть, что за пределами ИАХ никаких мастеров практически и не существовало, что почти всему нашему искусству XVIII века мы обязаны программной, упорно, дотошно насаждаемой государственной политике.

Увы, именно в этой главе мы находим и основной недостаток книги: автор — специалист по архитектуре, а отнюдь не по живописи — зачем-то, не имея никаких письменных источников, пытается вообразить, как реагировала публика на картины с изображениями античных богов, и полностью отказывает посетителям выставок в каком-либо образовании. Хотя очевидно, что на недолгие отчетные выставки ИАХ приходила в первую очередь придворная и интеллектуальная элита, а не кучера с кухарками.

При этом книга наполнена любопытными фактами, почерпнутыми из редких архивных документов. Она весьма логично и последовательно, хоть и кратко, разворачивает перед читателем картину закулисной, но при этом весьма важной деятельности академии. А обширное приложение состоит из ряда полезных историкам документов, публикуемых впервые: уставов, регламентов и указов, регулировавших работу ИАХ. И пока у нас нет книги вроде «Повседневная жизнь русских художников в Петербурге в XVIII веке», книга Байбуровой служит еще одним кирпичиком, из которых образ этой повседневности в голове читателя может сложиться. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Математику цвета и формы покажут в московской галерее Fine Art на персональной выставке Юрия Уляшева «Трэш-авангард»
18.04.2024
Выставка Юрия Уляшева открывается в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+