18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Расшифрованы сюжеты витражей собора в Кентербери

№92
Материал из газеты

Силами двух исследовательниц изучены и расшифрованы витражные сцены исцеления прокаженного и других чудес святого Томаса Беккета

Электронное письмо «Это проказа! Ура!», отправленное из Кентербери в Торонто, было столь же радостным, сколь и кратким. Оно содержало ответ на давнюю загадку. Отправительницей письма была реставратор стекла в Кентерберийском соборе Леони Селиджер, обнаружившая характерные для проказы пятна на одной из фигур, изображенных на витражах XII–XIII веков. Получательницей значилась историк Рейчел Купманс из Йоркского университета в Торонто, изучающая живописные мотивы витражей. Вместе они занимаются идентификацией и реконструкцией оригинальных сюжетов, которые повествуют о событиях первых лет после убийства архиепископа Кентерберийского Томаса Беккета, совершенного рыцарями Генриха II в 1170 году. «Крайне увлекательно обнаруживать то, чего никто не видел, быть может, со Средневековья, — говорит Селиджер, — а нам предстоит открыть еще многое».

Томаса Беккета похоронили в капелле Троицы в Кентерберийском соборе, окружив усыпальницу с северной и южной сторон витражными окнами. На дошедших до нас 7 из 12 оригинальных витражей изображены паломники раннего периода, прибывавшие к его могиле в поисках исцеления. Сейчас шестиметровый витраж, получивший условное название Север III, отправлен в Лондон, в Британский музей, где он выступает в качестве центрального экспоната на выставке «Томас Беккет. Убийство и сотворение святого» (до 22 августа). Благодаря новому исследованию витраж собран в правильном порядке впервые за несколько столетий.

Вооружившись микроскопом и хрониками конца XII века, Селиджер и Купманс смогли распознать на теле человека, которому омывают ноги, пятна проказы, при ближайшем рассмотрении отличающиеся от следов повреждений на стекле. Это позволило связать персонажа с латинской надписью “lepra” под фигурой наездника в другой части витража. Таким образом всплыла история исцеления Ральфа де Лонгвиля, записанная в 1171–1172 годах монахом Бенедиктом из Питерборо. Сейчас Купманс работает над переводом рассказа о чудесах святого в его изложении.

«Фрагменты пазла сложились в единую картину, — говорит Купманс. — Мы годами ломали над ними голову, и только после того, как объединили мое знание текста со знанием панелей витража, которым обладает Леони, история начала проясняться». Купманс поняла, что художники, создававшие Север III в 1180-е годы, следовали хронологии из рукописи Бенедикта. Вскоре удалось идентифицировать еще одну панель, оказавшуюся не на своем месте, — она рассказывает историю Эйлварда из Уэстонинга, обратившегося за помощью к Беккету после того, как его ослепили и кастрировали за мелкую кражу. Веря, что святой сможет его исцелить, он совершил паломничество в Кентербери. Витражисты изобразили Эйлварда у дерева с тремя крупными листьями, символизирующими его восстановленные гениталии.

Кентерберийские паломники могли приобрести маленькие свинцовые фляжки, содержавшие воду с частицей крови святого Томаса; на витраже Север III изображен монах из аббатства Жерво в Йоркшире, пьющий из такой фляжки. В числе других сюжетов — истории Годиты из Хейса, излечившейся от водянки, и двух хромых сестер из Боксли.

Еще в 2018 году Селиджер и Купманс доказали, что панели другого витража, именуемого Север V, — это не поздняя реставрация, как считалось прежде, а подлинные средневековые композиции. То, что эти семь витражей сохранились до наших дней, само по себе чудо. За прошедшие столетия они не раз подвергались опасности, в том числе в 1538 году, когда в ходе Реформации было уничтожено надгробие Беккета, и в 1660-е, когда была проведена неумелая реставрация и по прихоти настоятеля собора витражи перенесли ближе к его креслу в хоре. В викторианскую эпоху художники восстановили некоторые из панелей, использовав случайные фрагменты, и даже создали собственные версии, при этом не задокументировав, что именно было ими сделано. До 1970-х вопрос об этих изменениях практически не поднимался.

Леони Селиджер и Рейчел Купманс пришлось по крупицам собирать сюжеты на основе сотен витражных панелей, но их работа еще далека от завершения. Хотя времени терять нельзя: некоторые из витражей отчаянно нуждаются в реставрации. Следующий год Селиджер посвятит разработке программы по их изучению, восстановлению и реставрации, на реализацию которой нужно будет собрать более £1 млн. «Подобных серий нет больше нигде. Изображения, рассказывающие историю раннего культа Беккета, важны для английской и мировой истории, — говорит Купманс. — У нас есть возможность рассмотреть эти витражи и понять замысел средневековых мастеров». 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+