18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галеристы оформили отношения с художниками и коллекционерами

№92
Материал из газеты

Разбираемся, зачем российским галереям нужен этический кодекс, будут ли они играть по правилам и как это поможет российскому арт-рынку

Основанная в конце прошлого года Ассоциация галерей современного искусства (AGA) приняла Кодекс профессиональной этики участников арт-рынка — основополагающий документ, на который должны опираться в своей деятельности все члены объединения (на данный момент таких галерей 20). Публикации документа на сайте ассоциации agarussia.art предшествовала дискуссия под названием «Игра по правилам: зачем российскому рынку современного искусства договариваться о профессиональной этике?». В круглом столе 7 апреля принимали участие галеристы Ксения Подойницына (InArt Gallery) и Елена Селина (XL Gallery) (именно они отвечали за разработку кодекса), представитель Art Basel в России Николай Палажченко и другие.

Разговоры о том, что отечественному арт-рынку нужен свой, внутренний «закон Хаммурапи», ведутся давно. Об этом говорили, в частности, на организованной в октябре 2020 года Deloitte глобальной конференции Art & Finance, где в числе прочего обсуждалось, как развить российский рынок искусства. Многим запомнилось выступление основательницы галереи a-s-t-r-a Алины Крюковой (член AGA), которая буквально по пунктам изложила основные проблемы. «Прежде всего, у нас нет понятных всем правил игры, которые уже установлены на международном рынке и приемлемы для совершения сделок купли-продажи. Прозрачность возможна только тогда, когда она поддержана всеми членами сообщества — и пониманием того, какая ответственность наступает, когда эти правила нарушаются. Кодекс профессиональной этики станет фактором роста рынка и его привлекательности для большего количества новых иностранных и российских коллекционеров», — говорила она. Хаосом назвал нынешнее положение дел на рынке современного искусства Николай Палажченко. «Никто никакие правила не соблюдает. Иногда художники ведут себя непредсказуемо, могут питать иллюзии и не всегда ведут себя рационально с коммерческой точки зрения. Конечно, нужно прописать и популяризировать некоторые вещи, но понимать, что всегда какой-то сегмент бардака будет рядом. Мошенников на рынке всегда много, и одна из наших задач — с ними бороться», — эмоционально сформулировал он.

Практика составления внутрицеховых соглашений, которые регламентировали бы отношения между основными игроками рынка, а также инструменты разрешения конфликтов, широко распространена во всем мире. Так, еще в 1987 году был принят этический кодекс и устав CINOA (Confédération Internationale des Négociants en Œuvres d’Art) — старейшей и наиболее уважаемой в мире ассоциации антикваров. Их кодекс считается золотым стандартом для настоящего профессионала, участвующего в сделках с антиквариатом. Впрочем, этот документ, словно Завет, содержит всего пять пунктов: обязательства вернуть предмет, незаконно вывезенный из страны происхождения (1); не торговать предметами, находящимися под угрозой исчезновения (2); способствовать обнаружению краденых произведений искусства (3); не участвовать в операциях по отмыванию денег (4); сознательно не иметь дела с подделками (5). Развитие этих идей, по сути, представляет собой кодекс, принятый Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МКААД), основанной в России в 2004 году (кстати, как ассоциация она тоже входит в CINOA). 

Разумеется, у галерей современного искусства своя специфика, которая требует разработки несколько иного свода правил игры на арт-рынке. Но и здесь есть образцы. Например, их можно найти у американских галеристов (все-таки США — признанный лидер, на долю которого приходится до 40% мирового рынка современного искусства). Этический кодекс имеется у основанной в 1962 году Американской ассоциации арт-дилеров (ADAA). Этот документ подробно описывает принципы, на которых строятся отношения галереи с клиентами (будь то покупатель или владелец работы, передающий ее на комиссию), художниками, дилерами, аукционами и ярмарками, регламентирует вопросы хранения, архивации и работы с художественным наследием, финансовые обязательства сторон. Впрочем, Новый альянс арт-дилеров (NADA), учрежденный в США в 2002 году, в собственном этическом кодексе не столь подробно излагает правила игры для своих членов, фокусируясь не на правах и обязанностях сторон, а на общих ценностях: честность по отношению к другим участникам, высокие стандарты отбора произведений искусства, конфиденциальность информации, защита интересов художника, борьба с подделками и краденым, уважение к интеллектуальной собственности и авторским правам и — в соответствии с веяниями времени — полное неприятие любых форм дискриминации. Словом, за все хорошее против всего плохого, но безо всякой конкретики (в отличие от российского документа).

Свои заповеди галериста в российском Кодексе профессиональной этики, подготовленном Ассоциацией галерей современного искусства. Там всего семь пунктов. Большинство из них стандартные  (не продавать и не выставлять подделки и краденое), но есть и необычные: например, публично не высказываться негативно об АGA или сопровождать проданные произведения сертификатом. Уже то, насколько подробно описано, каким должен быть этот сертификат, обнаруживает основательность авторов российского кодекса.

«Кодекс профессиональной этики — это простые правила взаимодействия участников рынка, механизм. Если их применять, рынку становится действовать легче и, что особенно важно в нашем контексте, прозрачнее. Помимо общих правил, существует несколько узлов, на которых держится вся структура: художник — галерея (какие у них могут быть отношения и что они могут друг другу дать), галерея — галерея (часто они обращаются друг к другу или сотрудничают с одним и тем же художником), галерея — коллекционер, галерея — дилер и так далее», — говорит один из авторов документа Елена Селина.

В кодексе, словно он не этический, а гражданско-правовой, прописаны, например, формы взаимоотношений художника и галереи, будь то временное сотрудничество, договор комиссии, договор об эксклюзивном сотрудничестве или договор о представительстве. Регламентирован даже процесс перехода художника из одной галереи в другую: уведомлять необходимо не менее чем за три месяца! Но самое интересное — попытка зафиксировать размер комиссий во всех возможных случаях: сколько получает автор (50%), сколько материнская галерея (20%), а сколько — та, что выставляет художника (30%), сколько дилер (10%) и сколько галерея от продажи работы из мастерской (тоже 10%, если не участвовала в ее создании). По мнению Ксении Подойницыной, важный вопрос — регулярная практика продажи художниками работ из мастерских, в обход галерей. «В кодексе я хотела упомянуть, что цена в галерее и в мастерской должна быть одна и та же», — отметила Подойницына. В кодексе определен даже размер скидки на работу, если ее покупает музей или фонд (20–25% от рыночной цены произведения, не выше). Подготовленный АGA свод правил восхищает тщательностью проработки всех нюансов. Очевидно, что в его основе лежит желание сформулировать понятные всем правила игры. Иной вопрос — будут ли их неукоснительно соблюдать даже члены ассоциации, не говоря уже о других галеристах. 

Материалы по теме:
Объединиться, чтобы выжить
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+