The Art Newspaper Russia
Поиск

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе — «Дети за чтением книги» Ивана Горохова, бравые «военные тарелки» и Русский Север в гравюрах и описаниях 1813 года.


Иван Горохов. «Дети за чтением книги». 1924

Трогательная в своей простоте и цельности картина написана малоизвестным художником, жизнь которого была столь же трогательна и проста. Выходец из крепостной семьи, он при поддержке своего помещика окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями у него были Иван Прянишников и Владимир Маковский, что очень заметно. Окончил отлично, но заработать живописью в Москве не смог — вернулся в родной подмосковный Можайск и так и прожил там, оброс семьей и детьми, постепенно добился признания (одну картину купил Иван Третьяков), вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Иван Горохов был очень трудолюбив: написал около 600 работ, притом что еще преподавал в Можайском реальном училище, а после революции перестроился на новую тематику. Портреты Ленина и Луначарского выглядят в его наследии столь же диковато, как и попадающиеся неожиданные почти заимствования то из Саврасова, то из Куинджи, то из Котарбинского. По-настоящему хорошо выходили у Горохова только жанры из крестьянского быта, и лучше всего — с детьми. По этим небольшим картинам с играющими, читающими, шалящими ребятишками видно, с каким наслаждением работал художник, как интересовали его эти дети и окружающие их детали небогатого быта.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–35 тыс.


  • Декоративная тарелка «5-й Уланский полк. 11-й Гусарский полк». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «6-й Уланский полк. 1-й Уланский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «Гвардейский кирасирский полк (унтерофицеры)». ИФЗ, 1830-е
  • Декоративная тарелка «4-я Артиллерийская бригада (горнист)». ИФЗ, 1830-е

Первые «военные тарелки» были сделаны на Императорском фарфоровом заводе еще в 1810-х годах; серия продолжалась почти столетие, до эпохи Николая II. Однако самыми знаменитыми стали выпуски 1830–1850-х годов, когда одинокие фигуры военных были заменены сложными и динамичными многофигурными изображениями, появился декоративный борт с золочеными гербами, знаменами и регалиями, и главное — для образцов стали использовать литографии Льва Белоусова, сделанные для грандиозного издания «Собрание мундиров Российской императорской армии» (СПб, 1830). Росписями занимались лучшие художники, а  правильность изображения деталей мундиров проверял сам император Николай I. Весь «военный фарфор» выпускался ограниченными тиражами и предназначался для российского императорского двора и царских подарков.

«Антиквариум», 1 ноября (14:00), эстимейт $25–40 тыс. (за каждую)


«Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест». СПб, 1813

Автор этой книги, впервые систематизировавшей и сведшей воедино знания о Русском Севере, — священник архангельского кафедрального собора Козьма Степанович Молчанов (1767–1812). Кроме несомненного исторического значения, это издание отличается высоким художественным качеством. Исполненные русскими граверами оттиски с генеральной картой Архангельской губернии, планом Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, планом самого Архангельска, видом города и, наконец, раскладным видом Соловецкого монастыря (65´34 см) заслуживают самого пристального внимания.

Аукционный дом «Империя», 1 ноября (12:00), эстимейт 60–80 тыс. руб.

Просмотры: 5958
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Ричард Армстронг: «Управляю всеми, как марионетками»
Директор Музея и Фонда Соломона Р. Гуггенхайма полагает, что не надо потакать тяге публики к разного рода околомузейным развлечениям
12 июля 2018
4
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
5
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru