The Art Newspaper Russia
Поиск

В Париже пытаются разгадать тайну снимка с Пикассо

В персонах, стоящих рядом с Пикассо на фотографии 100-летней давности, подозревают русских

По традиции этот кадр подписывают как «Амбруаз Воллар, Ева Гуэль и Пабло Пикассо вместе с Сентинель, собакой Андре Дерена, в мастерской. 1914 год». В парижской «Администрации Пикассо» — организации, призванной блюсти чистоту наследия художника, — пытаются разгадать давний ребус. 

Ив Брокар, автор еще не вышедшей в свет книги, посвященной роману художника с Евой Гуэль, считает, что узнали здесь только Пикассо. Эпатажный гений, известный своим небрежным стилем в одежде, часто ходил с обнаженным торсом, однако тут он позирует в костюме и при галстуке, хотя пиджак сидит на нем мешковато.

В статье, опубликованной на сайте «Администрации Пикассо», Брокар представил собственную версию. Мужчина слева, конечно же, не Воллар. Этот торговец искусством и первый крупный арт-дилер Пикассо отличается от мужчины на фото и телосложением, и внешностью. Человек на фотографии напоминает мексиканского художника-муралиста Диего Риверу, однако наверняка утверждать нельзя, потому что тот был довольно высоким (1,85 м) и Пикассо едва доставал ему до плеча (1,63 м), а на фото кажется, что они почти одного роста.

Однако, ссылаясь на нарциссизм Пикассо, Ив Брокар отмечает, что художник «всегда старался казаться выше, чем на самом деле, поэтому просил фотографировать себя снизу, как в данном случае, и одну ногу выставлял немного вперед». Если это предположение верно, то перед нами единственная сохранившаяся совместная фотография Пикассо и Риверы.

Женщина в шляпке тоже не очень похожа на Гуэль, спутницу Пикассо на время его кубистического периода (она умерла в 1915 году в возрасте 30 лет). Дама на фотографии напоминает художницу Мари Лорансен, однако та бежала в Испанию с началом Первой мировой войны. По мнению Брокара, на снимке не кто иная, как русская художница Анжелина Белофф (Ангелина Петровна Белова, 1879–1969. — TANR), первая жена Диего Риверы, брак с которой продлился десять лет. Впрочем, Пикассо был очень любвеобилен (причем обычно заводил по несколько интрижек одновременно), так что эта девушка просто может быть одной из его многочисленных муз.

В чьей мастерской сфотографировалась троица? Сложно сказать наверняка, хотя сбоку на мольберте стоит огромное полотно, а на заднем плане висит множество картин, которые загораживают вид. Ив Брокар утверждает, что это, возможно, студия Александра Зиновьева (1889–1977), русского художника по прозвищу Zino, который жил в Париже и дружил с Белофф. Зиновьев был знаком и с Пикассо, и с Риверой, и работы на фотографии напоминают его стиль, хотя ни одно произведение пока определить не удалось. По сведениям Брокара, в те годы Зиновьев по поручению царского правительства шпионил за русскими революционерами в Париже. Исследователь осмелился предположить, что именно он и сделал снимок, чтобы отправить в Санкт-Петербург. 

Если допустить, что все догадки верны, то кадр можно датировать периодом с июля 1915 по начало 1916 года.

К сегодняшнему дню, кроме самого Пикассо, разобраться удалось только с собакой. Это Сентинель, и она часто появляется на других фотографиях художника. Хозяином пса был Андре Дерен. Когда его призвали на фронт во время Первой мировой, он отдал питомца своему другу Пикассо (немецкая овчарка во Франции в то неспокойное время считалась непатриотичной породой).

Материалы по теме
Просмотры: 1782
Популярные материалы
1
Билл Виола: медленно, серьезно, возвышенно
Выставка «Билл Виола. Путешествие души» в Пушкинском состоит из работ 2000–2014 годов. Но художник начал работать с видео гораздо раньше, когда мало кто предполагал, что техническая новинка пригодна для серьезного искусства. Виола доказал это.
01 марта 2021
2
Замужем за метафизикой
Раису Гуревич-Кальца, известного специалиста по древнеримской скульптуре, можно узнать на многих картинах Джорджо де Кирико, хотя сам художник вычеркнул русскую жену из своей биографии.
03 марта 2021
3
Глазами поколения Y: какое оно, искусство тридцатилетних?
Выставка «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве» в Русском музее построена исключительно на работах петербургских художников.
04 марта 2021
4
Мунк оказался самокритичным
Благодаря инфракрасному сканированию удалось установить, что фраза «Такое мог нарисовать только сумасшедший» на полотне «Крик» написана почерком художника.
01 марта 2021
5
Павильон России в Венеции зазеленеет
К открытию XVII Архитектурной биеннале в мае исторический выставочный павильон будет реконструирован. И это далеко не впервые. Рассказываем, какие трансформации здание пережило за свой век.
02 марта 2021
6
Первый приз Zverev Art Prize составит 1 млн рублей
Музей AZ учредил конкурс в честь юбилея Анатолия Зверева.
03 марта 2021
7
Ввозить и вывозить: границы после Brexit
Переходный период по выходу Великобритании из ЕС завершился. Арт-дилеры, аукционисты и перевозчики рассуждают, как это отразится на покупателях искусства из разных стран.
01 марта 2021
8
В Никола-Ленивце ударят искусством по коронавирусу
В роли объекта, который по уже 20-летней традиции сожгут на Масленицу в арт-парке, выступает замок корона-людоеда.
03 марта 2021
9
Как полюбить окраины и продолжать быть эстетом
Издание «На районе» впервые — на примере Москвы и Вены — формулирует тему спальных кварталов как одну из центральных в современной культуре.
05 марта 2021
10
Репортаж из Самары: передовой отряд у станка
В Самаре открылся выставочный диптих, посвященный возникновению нового реализма 1920–1930-х годов. О проектах галереи «Виктория» и Третьяковки в Самаре, а также запуске конструктивистской фабрики-кухни, где расположится филиал, — в нашем репортаже.
04 марта 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru