18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский авангард: театр войн и революций

В Лондоне открывается самая масштабная для британской столицы выставка, посвященная сценографии русского авангарда. Выставка включает около 150 экспонатов — эскизов декораций и костюмов, созданных самыми яркими представителями русского искусства первых десятилетий ХХ века: Казимиром Малевичем, Александром Родченко, Владимиром Татлиным, Александрой Экстер, Эль Лисицким, Любовью Поповой и Варварой Степановой. Все они начинали как смелые экспериментаторы в живописи, а затем перенесли свои художественные новации и в театральное искусство.

Выставка стала результатом сотрудничества лондонского Музея Виктории иАльберта и московского Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина при участии Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Причем многие работы из российских коллекций экспонируются за рубежом впервые. Оформлением же экспозиции в лондонского музее занимаются известный русский сценограф Сергей Бархин и художник Бахрушинского музея Василина Овчинникова. Если речь заходит о русском авангарде, то первое имя, которое приходит в голову западному зрителю, — это, конечно, Казимир Малевич, поэтому именно его произведения Музей Виктории и Альберта выбрал для рекламной кампании выставки.

В центре экспозиции — наброски и литографии, сделанные Малевичем в процессе работы над сценографией экспериментальной оперы 1913 года Победа на Солнцем. Именно в эскизах декораций к этой постановке у художника впервые появляется черно-белый квадрат, позднее ставший знаковым не только для его творчества, но и для всей истории авангарда. Впрочем, эскизы декораций и костюмов к Победе над Солнцем не раз выставлялись за рубежом: например, год назад на монографической выставке Казимира Малевича в Городском музее Амстердама (Стеделейк-музей) им был отведен целый зал. Гораздо менее известны за пределами России постановки комедии Владимира Маяковского Клоп, оформленной Александром Родченко, и пьесы бельгийца Фернана Кроммелинка Великодушный рогоносец, поставленной Всеволодом Мейерхольдом в сценографии Любови Поповой. Эскизы декораций и костюмов к этим спектаклям также будут показаны в Лондоне.

Проект Русский театральный авангард. Война, революция и дизайн. 1913–1933 стал частью программы выставок и культурных мероприятий Визуализированная Россия в рамках Года культуры Великобритании — России. Кроме самой выставки, Музей Виктории и Альберта собирается к ее закрытию в январе 2015 года провести конференцию, посвященную теме взаимодействия театра и изобразительного искусства в России в начале ХХ века. Среди участников ожидаются известнейший американский специалист по русской сценографии, автор каталога коллекции эскизов костюмов и театральных декораций Никиты Лобанова-Ростовского Джон Боулт и другие ведущие исследователи русского искусства.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+