Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе на московских торгах должна развернуться борьба за очень актуальную «Осень» Юлия Клевера, эскиз патриарха соцреализма Александра Герасимова и золото Римской империи.
Юлий Клевер. «Вечер. Осень». 1898
Это большое полотно — типичнейший образец творчества художника-академиста, любимого современниками за фантастически мрачные виды кладбищ на закате, заброшенных хижин в лесу и болот. Почти каждая картина Юлия Клевера — это мозаика из его излюбленных тем и приемов. Корявое дерево с четко рисующейся на фоне неба сухой ветвью, контраст теплого и холодного света (здесь особенно красиво сопоставлены красный огонек свечи в окошке и белый диск солнца, едва видный сквозь туман) плюс одинокая лодка — то, что Клевер писал все это множество раз, не делает конкретные его работы хуже, а лишь утверждает мгновенно опознаваемый авторский стиль. Похоже, что художник так натренировался писать свои полотна, что мог за несколько часов если и не написать полностью большую картину, то по крайней мере придать ей законченный вид. «Между завтраком и обедом, 4/1 98» — нацарапано по свежей краске по низу полотна. А мы-то думали, что только импрессионисты умели писать по картине в день!
«Совком», 23 октября (19:00), эстимейт 3–4,5 млн руб.
Александр Герасимов. «Клятва». Эскиз к картине. Конец 1940-х
К Всесоюзной выставке 1950 года Александр Герасимов, лауреат четырех Сталинских премий и президент Академии художеств СССР, представил написанное бригадным методом (в соавторстве с учениками из Ленинградского художественного института им. Репина) огромнейшее, площадью более 20 м2, полотно «Клятва», изображающее выступление Сталина над гробом Ленина. По мнению английского знатока русского искусства Мэтью Бауна, та картина сейчас хранится в частной западной коллекции. А на аукционе продается внушительного размера (более 1,5 м) акварельный эскиз к ней, написанный самим Герасимовым, долго хранившийся в семье и уже в 1990-е проданный за рубеж.
«Совком», 23 октября (19:00), эстимейт 10–15 млн руб.
Солид. Римская империя, правление императора Прокопия, 365–366 н. э.
В числе лотов аукциона, охватывающего, кажется, все эпохи, в которые человечество пользовалось монетами, — редкий золотой солид, отчеканенный в краткую эпоху правления императора-узурпатора Прокопия.
Солид (название произошло от латинского корня, давшего нам слово «солидный») стал основной золотой монетой Восточной Римской империи в IV веке н. э., при Константине, сменив ауреус. Его чеканили на всей территории империи и при каждом императоре. Повелел отчеканить его и Прокопий, родственник императора Юлиана, который, воспользовавшись неожиданной смертью монарха и недовольством в войсках, захватил власть в Константинополе. Впрочем, без поддержки знатных римлян, имущество которых Прокопий необдуманно конфисковал, он продержался недолго — всего полгода. Прокопия свергли и казнили, а монеты с его профилем в большинстве перечеканили — почему они и являются такой редкостью.
Восточно-Европейский антикварный дом (ВЕАД), 18 октября (16:00), эстимейт 850 тыс. – 1,1 млн руб.