The Art Newspaper Russia
Поиск

Специалисты нашли за деревьями геометрию

Швейцарский Фонд Бейелера проводит углубленное исследование трех ранних и четырех поздних работ Пита Мондриана, которые в 2022 году будут включены в большую ретроспективную выставку

Фонд Бейелера в Базеле реализует большой проект по исследованию и сохранению семи картин Пита Мондриана (1872–1944) из своей коллекции. Три ранних полотна, отмечающие переход художника от природных к геометрическим формам, уже тщательно обследованы, а теперь при финансовой поддержке компании La Prairie специалисты приступили к работе над поздними абстрактными картинами. До конца 2021 года у посетителей музея будет возможность наблюдать за действиями команды реставраторов вживую и по отчетам на сайте институции. «Наша миссия — сохранение произведений Пита Мондриана для будущих поколений, — говорит ведущий реставратор Маркус Гросс. — Проект включает не только выявление состояния конкретных работ, но и их глубокий анализ». 

Ранние полотна — «Эвкалипт» (1912), «Композиция № XVI» («Композиция 1. Деревья») (1912–1913) и «Композиция № VI» («Композиция 9. Голубой фасад») (1914) — исследовали при помощи различных неинвазивных технологий, а также отбирали микропробы для химического анализа грунта и пигментов.

Обнаружилось, что первые две картины находятся почти в первозданном состоянии, что дало возможность изучить живописную технику художника. Деревья — важнейший мотив для Мондриана в 1911–1912 годах, когда он впервые побывал в Париже, а также увидел кубистические работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака в Стеделейк-музее в Амстердаме. Исследования показали, что в «Эвкалипте» с его черными ветвями и серыми промежутками между ними автор буквально искал композицию непосредственно на холсте, постепенно сдвигаясь от натуроподобия в сторону абстракции. Эскиз нанесен прямо на холст жидкой черной краской, которую художник потом местами стирал, уточняя композицию. На следующем этапе, при нанесении корпусной, плотной серой краски, Мондриан частично закрыл линии эскиза, а частично включил их в итоговую работу.

Похожим образом он действовал и в случае «Композиции № XVI», особенностью которой являются фрагменты незакрытого краской грунтованного холста. В необычном для этого художника пастельном колорите специалисты находят влияние Поля Сезанна, чьи картины Мондриан неоднократно видел в 1911 году. Микропробы с поверхности полотна дали много информации о том, как особенности бытования картины влияли на сохранность красок и грунта. Обычно Мондриан использовал промышленный загрунтованный холст — как и большинство живописцев того периода. Кремовый оттенок грунта в «Композиции № XVI» прежде считали результатом старения; однако оказалось, что пигменты введены прямо в грунт, то есть автор намеренно выбрал такой оттенок.

«Композиции № VI» повезло меньше. В 1950-х годах картина была привезена ее тогдашним владельцем в США. Неизвестно, получила ли она повреждения при транспортировке или позже, но в 1972 году ее сняли с подрамника, дублировали на новый холст и подвергли агрессивной очистке. В результате авторский рельеф красочного слоя был утрачен, слой живописи местами истончился.

Отдельно специалисты Фонда Бейелера занимались вопросом рам. Свои ранние работы Пит Мондриан помещал в традиционные рамы, темного или бронзового цвета, с простыми профилями. Такая рама создает визуальный эффект окна, в котором находится произведение. С 1914 года полотна Мондриана становились все более абстрактными, и он начал искать другой способ обрамления, чтобы уменьшить этот эффект границы. На отдельных выставках автор принципиально показывал полотна без рам. «Насколько мне известно, я был первым, кто вынул картину из рамы, а не поместил ее в раму», — говорил он. Однако рама имеет и чисто практический смысл: она защищает картину. В итоге художник придумал свой способ обрамления, когда рама выведена в другую плоскость (дальше от зрителя), нежели само плотно, и с 1937 года использовал только его. 

Все три ранних полотна из собрания Фонда Бейелера лишены первоначальных рам; реставраторы сделали несколько макетов новых обрамлений и экспериментируют с ними, чтобы решить, как в итоге демонстрировать эти картины.

Сейчас идет работа над четырьмя более поздними произведениями Мондриана: «Картиной № I» (1921–1925), «Композицией с желтым и синим» (1932), «Композицией с двойной линией и синим» (1935) и «Ромбовидной композицией с восемью линиями и красным» («Картина № III») (1938). Они относятся к самому знаменитому периоду, когда художник писал геометрические абстракции с горизонтальными и вертикальными границами и цветными полями. В 2022 году Фонд Бейелера планирует провести большую выставку, посвященную творчеству Пита Мондриана, в которую будут включены все упомянутые выше произведения. 

Материалы по теме
Просмотры: 1162
Популярные материалы
1
Музей городской скульптуры Петербурга выселяют из Лавры
Музей, хранящий мемориальное искусство XVIII — начала ХХ века, вынужден освободить часть Благовещенской усыпальницы Александро-Невской лавры.
15 января 2021
2
Самые ожидаемые выставки 2021 года в мире
Среди самых интересных выставок наступившего года — блокбастеры Вермеера и Боттичелли, а также большие ретроспективы Джаспера Джонса и Яёи Кусамы.
13 января 2021
3
Власти продлили карантин в музеях Москвы
Московские музеи не откроются 16 января, как планировалось ранее.
14 января 2021
4
Брутальную «Аленушку» выставили на торги
Героиня сотен мемов может уйти в частную коллекцию при стартовой цене в миллион.
15 января 2021
5
Елисейские Поля станут садом
Реконструкция стоимостью €250 млн начнется после летних Олимпийских игр 2024 года и вернет улице ее былое великолепие.
14 января 2021
6
В темпе «медленно, но крайне живо»
Даниэль Арасс вгляделся в шесть знаменитых картин и рассмотрел в них то, чего не видели другие — включая, возможно, самих художников.
15 января 2021
7
Кейт Бланшетт строит в своем поместье галерею
Для этого придется снести старые постройки, но для живущих в них охраняемых видов летучих мышей оборудуют новый дом.
15 января 2021
8
Спектакль «Семь дней в совриске» стоит выеденного банана
Такое событие, как новый спектакль «7 дней в совриске» в Театре наций, мы не могли пропустить — хотя бы потому, что в этой сатире на современное русское искусство звучит и название нашей газеты. Главный редактор Милена Орлова делится впечатлениями.
18 января 2021
9
В Дели за £2 млрд перестроят парламентский комплекс
Верховный суд Индии одобрил реконструкцию парламентского комплекса Централ-Виста, которая должна окончательно порвать с колониальным прошлым.
13 января 2021
10
Неизданная обложка комикса о Тинтине продана за рекордные €3,2 млн
Организация, управляющая наследием Эрже, раскритиковала продажу рисунка с Тинтином для обложки альбома «Голубой лотос» 1936 года.
18 января 2021
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru