18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунки выстроили по алфавиту в парижском Музее декоративного искусства

№84
Материал из газеты

Выставка «Рисунок без границ» заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку

Коллекция рисунков парижского Музея декоративного искусства с более чем 200 тыс. произведений художников европейских школ XV–XXI веков, а также Китая и Японии — одна из богатейших в мире. В ее основу легли щедрые дары двух легендарных коллекционеров: Жюля Масье (1846–1911), директора музейной библиотеки и автора утопического проекта энциклопедии, собранной из изображений, в том числе рисунков и гравюр, и Филиппа де Шенневьера, в 1852–1870 годах куратора Лувра. Дальше собрание продолжало пополняться приобретениями с публичных торгов в конце XIX века, а также вкладами самих художников, скульпторов, архитекторов и дизайнеров. Так, Огюст Роден в 1908 году подарил музею восемь своих рисунков. Дарил собственные работы и Жан Дюбюффе, а пионеры дизайна ХХ века Жан Руайер и Эмилио Терри — все содержимое мастерских. В результате за полтора века была собрана коллекция, представленная произведениями крупнейших мастеров, соседствующими с богатым собранием образцов орнамента и украшений в стиле модерн и ар-деко или японских трафаретов (катагами).

Выставка заняла целый этаж, перетекая в залы с постоянной экспозицией и даже в музейную библиотеку. А чтобы сориентировать в ней посетителей, куратор Бенедикт Гади придумал оригинальный маршрут, распределив представленные работы разных эпох и стилей по темам, следующим по алфавиту. Такой «реестр» подчеркивает как мультидисциплинарность коллекции, так и универсальность самого рисунка, что и дало название выставке — «Рисунок без границ».

Например, в «Архитектуре» (А) соседствуют рисунок тушью на пергаменте «Храм Януса» (около 1545) архитектора и гравера XVI века Жака I Андруэ Дюсерсо и проект знаменитого павильона туризма на Всемирной выставке в Париже в 1925 году архитектора-модерниста Робера Малле-Стивенса, а завершают ее «бумажные» фантазии еще одного мастера ХХ века — Эмилио Терри, причудливо сочетавшего в своих придуманных фасадах, интерьерах и предметах мебели элементы барокко и классицизма. Раздел «Вкус Гонкуров» (G) включил рисунки Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, Шарля Андре ван Лоо из коллекции братьев Жюля и Эдмона Гонкуров, страстных собирателей искусства эпохи Просвещения. Рисунки же еще одного выдающегося мастера XVIII века, Антуана Ватто, выделены в отдельную тему «Ватто» (W). В «Мебели» (М) зрителя ждут работы Андре Шарля Буля, за мастерство прозванного его современниками «ювелиром мебели». Рисунки знаменитого мебельщика — большая редкость после пожара 1720 года, уничтожившего его мастерскую. И здесь же эскизы мебели от великих дизайнеров вроде представителя ар-деко Жака-Эмиля Рульманна или модерниста Джо Коломбо, придумавшего стул, целиком отлитый из пластика. Эскизы ювелирных украшений Рене Лалика и Альфонса Мухи попали в раздел «Соблазнение» (S). Там же произведения дизайнеров высокой моды, среди которых недавно атрибутированная как работа Виктора Люэра модель платья «Мозаика» (1910), выполненная художником для модного дома Поля Пуаре.  

Музей декоративного искусства
Рисунок без границ
До 31 января 2021

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+