18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Восстановлен портрет китайской императрицы

Картина, заказанная американской художнице в 1903 году, возвращается в Смитсоновский институт.

В Смитсоновском институте завершилась трехлетняя реставрация портрета вдовствующей императрицы Цыси (1835–1908), заказанного китайской правительницей американской художнице Катарине Карл. Более полувека назад картина была выдана на выставку в Национальный музей истории в Тайбэе, и лишь сейчас Смитсоновский институт решил вернуть ее в США для реставрации.

До 1903 года, когда был написан портрет, не существовало фотографий или других изображений вдовствующей императрицы, потому что обычно портреты китайских правителей делали лишь посмертно. Цыси порвала с традицией для того, чтобы завоевать международную поддержку своему режиму, предлагая иностранцам привлекательное изображение главы китайского государства. «Поскольку ранее никто не знал, как выглядит императрица, газеты изображали ее в образе ведьмы или женщины-дракона», — рассказывает глава архивов Галерей Фрира и Саклера Дэвид Хогг, выступивший инициатором возвращения картины в США.

Однако идея создания портрета исходила не от Цыси, а от Сары Пайк Конджер, жены американского посла в Китае, которая в 1903 году убедила ее позировать для портрета. Художница Катарина Карл провела в Запретном городе девять месяцев и позже рассказала о жизни в Китае и общении с императри- цей в книге, ставшей бестселлером. Хотя она описывает свои отношения с вдовствующей императрицей как близкие, фрейлина Цыси Дер Линг в собственной книге рисует совершенно иную картину. Она написала, что Катарина раздражала Цыси, и та часто пыталась избежать общения с ней и даже просила Дер Линг нарядиться подобающим образом и заменить ее при позировании. Впрочем, и для самой художницы Катарины Карл этот заказ не был легким. Портрет создавался в цейтноте: работа должна была быть закончена к началу Всемирной выставки 1904 года в Сент-Луисе в штате Миссури. Кроме того, Карл было сложно придерживаться правил китайской эстетики, которая сильно отличалась от ее французской академической выучки. «Там есть некоторое обозначение пространственной глубины, но в целом все характеризуется уплощенно», — говорит Кит Уилсон, хранитель отдела древнего китайского искусства в музее.

Переговоры о возвращении картины в США начались больше трех лет назад. После нескольких месяцев дискуссий Грейс Ян, помощник реставратора китайской живописи в отделе реставрации и научных исследований Смитсоновского института, в 2011 году отправилась на Тайвань, чтобы лично контролировать демонтаж картины высотой более 5 м и весом 500 кг. Разобрать оригинальную раму, которая, как полагают, была спроектирована самой императрицей, оказалось большой проблемой. Трудности на этом не кончились: позже картину задержали на таможне, потому что тайваньский чиновник, осматривавший ящики, решил, что должные формальности для вывоза работы из страны не были соблюдены. Состояние картины до реставрации оставляло желать лучшего: имелись прорывы и утраты красочного слоя, однако Цзясунь Цанг, старший реставратор живописи Института реставрации Смитсоновско го музея, была полна решимости восстановить портрет. «Большая часть красочных потерь была на лице. В некоторых случаях красочный слой был полностью утрачен», — говорит она. Реставратор считает, что причина этих утрат двойная: Карл пришлось изменить какие-то детали, чтобы достигнуть желаемого эстетического воздействия, но при этом у нее не было времени ждать, чтобы масляная краска высохла, а кроме того, сказались более ранние попытки реставраторов осветлить лицо императрицы. Картина была очищена, укреплена и заново покрыта лаком. Как говорит Кит Уилсон, приоритетом в их работе было сделать произведение пригодным для «выездов». «С самого начала мы помогали восстановить главный китайский портрет, окутанный аурой международной значимости, — говорит он. — Мы были уверены, что у него начнется собственная жизнь в новом Китае».

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+