18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Снимки — не то, чем кажутся

«Фотография как современное искусство» — первое русскоязычное издание книги англичанки Шарлотты Коттон, много лет исследующей историю светописи

Заглавие книги определяет ее содержание: автор педантично выясняет, что же такое фотография в контексте современного искусства. И делает это всегда на конкретных примерах. Анализируя, скажем, работу Кристофера Уильямса, где запечатлены искусственные початки кукурузы и трехфокусный направленный отражатель Kodak, Шарлотта Коттон взламывает символическую систему мастера и показывает взаимоотношения между образами, в итоге сводя их к простейшим формам.
Автор предпочитает распределять фотографов по главам — в соответствии со схожестью творческого подхода и замысла. По словам Коттон, это позволяет сначала разобрать идеи, на которых стоит современное искусство фотографии, и только затем перейти к примерам их реализации. «Современная художественная фотография — это не столько использование уже существующей, безотказно работающей визуальной технологии, сколько сознательный выбор на каждой стадии этого процесса».

У Коттон работы одного и того же автора могут попадать в разные тематические категории. Так, постановочные снимки канадца Джеффа Уолла включены сразу в два раздела. Черно-белая фотография «Прохожий» (1996) открывает главу, посвященную роли сюжетов в современном фотоискусстве, а «Диагональная композиция» (2000) отнесена к главе, рассказывающей, как обыденные предметы способны порождать в воображении зрителя невероятные нарративы. Коттон рассказывает также о сдвиге контекста, в котором сегодня существует фотография. Это касается в первую очередь документальной съемки, ставшей частью сложных взаимоотношений коммерческой модной фотографии с миром искусства.
В главе «Исторические моменты» сопоставлены Мартин Парр и Люк Делае — как художники, использующие противоположные подходы. Серия Парра «Очевидность» (1998) при таком намеренном столкновении представляет собой визуально демократическое решение: предметы сняты крупным планом в насыщенной цветовой гамме вне зависимости от того, что попало в объектив. А вот «История» (2001) Делае, снятая в панорамном формате, демонстрирует основательность и монументальность. Особую роль в придуманном соревновании начинают играть выбранные темы.

Коттон приводит ключевые пункты постмодернистской парадигмы, в которой и поныне пребывает современная фотография: «С момента появления самых первых фотографий вся деятельность фотографов происходила и понималась в связи и в сравнении с работами предшественников. В зависимости от конкретного случая другие фотографии превращались в препятствия, которые нужно преодолеть, стандарты, до которых нужно дотянуться, и дискурсы, которые нужно оспорить». 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+