18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Время стерло ресницы «Девушки с жемчужной сережкой» и занавес позади нее

Опубликованы результаты исследования шедевра Яна Вермеера

Королевская галерея Маурицхейс в Гааге рассказала о результатах исследования своего главного шедевра — картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» (1665). Научная экспертиза проходила с 26 февраля по 11 марта 2018 года прямо в экспозиции, на виду у публики, «за стеклом». Выводы были опубликованы музеем на сайте проекта Meisje in de schijnwerper («Девушка в центре внимания»).

Среди открытий ученые особо выделяют следующие. Во-первых, оказалось, что пустой нейтральный фон картины — не оригинальный. Изначально Вермеер написал девушку на фоне зеленого занавеса, который просто исчез за прошедшие столетия из-за изменений в краске.

Во-вторых, выяснилось, что ресницы у девушки с жемчужной сережкой все-таки были, как показали макрорентгеновское флюоресцентное сканирование и изучение с помощью микроскопа. Их также не пощадило время. Исследование выявило, что по мере создания картины Вермеер вносил в ее композицию изменения: свое место не сразу нашли ухо, верхняя часть платка и задняя часть шеи. Наконец, в верхнем левом углу работы обнаружилась подпись художника — IVMeer.

Впервые удалось точно выявить и разложить цветовую палитру Вермеера, определив все пигменты. Краски, использованные художником при создании картины, происходят со всех краев земли, включая Англию, Центральную Америку и, возможно, Азию или Вест-Индию (то есть были весьма дорогостоящими). Головной убор девушки написан высококачественным ультрамарином, изготовленным из афганской ляпис-лазури — в XVII веке этот пигмент ценился дороже золота. Одно из открытий, как отмечается в пресс-релизе, состоит в том, что ляпис-лазурь, возможно, сначала нагревали, это облегчало шлифование и давало более интенсивный синий цвет.

Полностью о результатах исследований, блоги ученых и научные статьи по итогам работы можно прочитать на сайте проекта.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+