The Art Newspaper Russia
Поиск

Ювелирное искусство на ярмарке TEFAF

Парящие бриллианты Вирена Багата, микромозаики Маурицио Фьораванти и древние артефакты в новых украшениях — ярмарка TEFAF в Маастрихте успела привлечь внимание к ювелирному искусству, хоть и закрылась раньше срока

Перед открытием ярмарки TEFAF, специализирующейся в основном на старом искусстве, было опасение, что стенды будут стоять пустыми, а коллекционеры — большей частью люди пожилые — предпочтут не рисковать. Однако в первые дни, закрытые для широкой публики, на ярмарке побывало больше 10 тыс. знатоков — коллекционеров и профессионалов.

Главным событием TEFAF в ювелирном разделе стало участие индийского ювелира Вирена Багата. Он, без преувеличения, один из лучших современных мастеров, его украшения представлены в ведущих галереях современного ювелирного искусства. Были они и в знаменитой коллекции шейха аль-Тани, часть которой в прошлом году была продана на аукционе Christie’s. «Мумбайский затворник», в год создающий не больше 60 вещей, до этого не видел смысла и необходимости покидать мастерскую. Однако после аукциона Christie’s Вирен Багат решил, что хотел бы показывать свои украшения пусть не широкой публике, но хотя бы узкому кругу ценителей. И выбрал для первого «выхода в свет» именно TEFAF. Сам он говорит, что в основе его стиля — многонациональная культура Индии. При этом его вещи современны, стилистически интернациональны, в них с легкостью угадывается влияние классического европейского ар-деко, абстрактного минимализма, конструктивистской и органической архитектуры.

Отличительная черта украшений Вирена Багата — искусная работа с объемами. Он не делает плоских украшений, даже если на первый взгляд они кажутся таковыми. Другая особенность его стиля — почти полный отказ от металла: бриллианты в его брошах и серьгах соединены друг с другом платиновой проволокой толщиной с человеческий волос, почти незаметной глазу, и кажется, что вместе их удерживает сила магнетического притяжения. К выставке было специально создано около 50 вещей, но фотографировать разрешают только 2 — серьги с опалами и изумрудом и кольцо с сапфиром, где центральный камень собран из трех, идеально подобранных по оттенку.

Традиционный гвоздь программы ювелирного раздела TEFAF — мюнхенская компания Hemmerle, один из самых узнаваемых независимых ювелирных брендов. По-настоящему удивляет его работа с нестандартными металлами: алюминием, бронзой, медью, сталью (и с вполне конвенциональными золотом и платиной тоже) — и их идеальное колористическое сочетание с драгоценными камнями. А еще узнаваемая фирменная закрепка драгоценных камней «шипом наружу» и интеграция древних артефактов — от старинной яванской керамической бусины до японских объемных эмалей и римских микромозаик — в современные украшения. При этом вещи ювелиров бренда обладают безупречной эргономикой украшения, которое можно носить каждый день. Одни из немногих, кто выступает в высоком ювелирном сегменте, они действительно озабочены тем, как их украшения будут жить на теле. Например, все серьги, пока они не найдут владельца, сделаны в виде клипсов.

Сильнейший ювелирный игрок, по ряду формальных признаков отнесенный к разделу «антиквариат», лондонская галерея Symbolic & Chase — на сегодняшний день один из законодателей. В этом году галерея тематически разделила коллекцию на блоки: исторические вещи и артефакты, украшения ХХ века и украшения с крупными камнями, современное ювелирное искусство. Особая гордость Мартина Трэвиса, владельца галереи, — плоский изумруд весом 133,26 карата с резьбой по контуру. Недавно он нашел изображение этого камня на индийской гравюре XVII века, и этот факт, подтверждающий возраст и провенанс, радует его необычайно. Можно было подумать, что Трэвис — исследователь в большей степени, чем продавец, если бы именно на его стенде у украшений не стояло наибольшее количество красных точек, свидетельствующих о продаже.

В этом году Мартин Трэвис показывает новые вещи итальянского ювелира Маурицио Фьораванти (марка Vamgard) — именно его микромозаики стали сенсацией прошлого года. Фьораванти делает не больше трех вещей в год, и каждая мгновенно находит покупателей. На этот раз один из главных предметов в коллекции — массивный браслет с бриллиантовыми облаками и змеями. Кажется, будто он сделан из лакового дерева — гладкий, блестящий, элегантно изогнутый. Однако это лишь искусная иллюзия. Основа браслета — углепластик с добавлением бронзы. Именно она дает этот эффект древесной структуры, а идеальная полировка — ощущение японской лаковой шкатулки.

Еще одна важная галерея, мимо которой невозможно пройти, — FD Gallery из Нью-Йорка. Начинавшаяся как собрание интересных вещей со всего мира, она довольно быстро стала специализироваться исключительно на украшениях. В основном это яркие и заметные изделия ХХ–XXI веков — от тиары Cartier 1920-х, знаковых вещей Van Cleef & Arpels и Сюзанн Бельперрон до эксклюзивных украшений молодого французского ювелира Алессандро Саббатини (марка Sabba). Он работает с очень крупными формами, в основном в титане, с интеграцией драгоценных камней: бриллиантов, изумрудов, жемчуга. Произведения Саббатини эффектны и отлично смотрятся на красных дорожках — его серьги с удовольствием надевают актрисы на крупнейшие мероприятия года вроде Met Gala, главного модного раута Метрополитен-музея; однако клиенты, в чьих шкатулках в итоге оседают эти серьги, нередко далеки от светской жизни.

К сожалению, ярмарка завершила работу на четыре дня раньше срока, так как у одного из участников был диагностирован коронавирус. Многие потенциальные покупатели не смогли или побоялись приехать. Однако галеристы отмечали, что очень много сделок в первые дни совершались в мессенджерах — WhatsApp фактически стал основным инструментом продаж.

Просмотры: 790
Популярные материалы
1
Андрей Сарабьянов рассказал о потрясающей находке неизвестных картин русского авангарда
Исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов нашел в Кировской области работы художников начала ХХ века, в том числе Василия Кандинского и Варвары Степановой. Скоро их покажут на выставке в Ельцин Центре в Екатеринбурге.
31 марта 2020
2
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
3
Авангард под присмотром химиков
В последние годы появилось огромное количество подделок русского авангарда. Химический анализ материалов позволяет дать однозначный ответ на вопрос об их подлинности и датировке, считают в лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР.
30 марта 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Галереи: отчаяние и безудержный креатив
Призывы властей и реальные распоряжения о самоизоляции сделали виртуальное пространство единственным, в котором в ближайшее время могут работать художественные галереи. Галеристы и арт-дилеры оказались в невообразимой прежде ситуации.
31 марта 2020
6
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
7
Картину ван Гога похитили из нидерландского музея
В это время музей Сингер Ларен был закрыт на карантин.
31 марта 2020
8
Свежий номер: искусство ушло на карантин, но обещало вернуться, вклад русской княжны в итальянскую культуру и будущее Владимиро-Суздальского музея-заповедника
В продаже появилась новая The Art Newspaper Russia. Представляем главные темы и героев апрельского номера, а также традиционный гид по миру роскоши.
01 апреля 2020
9
Георгий Литичевский: «Хожу за продуктами и много рисую»
Известный своими комиксами на разные темы, художник Георгий Литичевский оказался во время пандемии в Нюрнберге, откуда шлет нам всем привет и рисунок.
01 апреля 2020
10
Мировые бренды присоединились к борьбе с пандемией
Компании переключились на выпуск антисептиков, защитных масок, спецодежды, а также начали производить аппараты ИВЛ и жертвовать крупные суммы больницам и исследователям.
01 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru