The Art Newspaper Russia
Поиск

Как музеям достучаться до власти

С 13 по 15 сентября в Екатеринбурге прошла вторая часть международной конференции ИКОМ «Музеи и власть».

Это первая музейная конференция подобного масштаба в современной России и первая совместная конференция трех комитетов Международного совета музеев (International Council of Museums, ИКОМ) — России, Германии и США. Правительству Свердловской области и ИКОМ удалось привлечь около 400 участников со всей России. Если в Петербурге, где с 9 по 12 сентября проходила первая часть конференции, выступления в основном касались крупных музеев и международных проблем, то с переездом на Урал темы стали более локальными.

За два дня было заслушано более 30 докладов, посвященных различным аспектам взаимодействия музеев и государства. Выяснилось, что самая сложная задача для музейного сообщества — выстроить грамотные отношения с представителями власти в своем регионе, что необходимо для получения финансовой и юридической поддержки, а также для решения вопросов, связанных с музейным строительством или реставрацией объектов культурного наследия. Об одном из прецедентов успешного взаимодействия музеев и власти рассказала директор Кемеровского областного музея изобразительных искусств Лариса Мызина. Она была инициатором акции «Усынови картину», с помощью которой удалось привлечь представителей власти, а также крупные бизнес-структуры к реставрации музейных экспонатов. Так, губернатор Кемеровской области Аман Тулеев стал первым усыновителем: он лично профинансировал восстановление картины Виктора Зевакина «Сибирский иконостас». Впрочем, доклад Ларисы Мызиной в очередной раз показал, что и в музейном деле возможно решать насущные вопросы лишь в режиме «ручного управления».

В рамках форума состоялась торжественная церемония подписания соглашения о намерении создать культурно-образовательный центр «Эрмитаж-Урал» на базе Екатеринбургского музея искусств. Третий по счету в России центр будет открыт в 2016 году. Подобные представительства Эрмитажа уже существуют в Выборге и Казани, а вскоре появятся во Владивостоке и Омске.

Уральская часть конференции включала выездные сессии в Нижнем Тагиле и Ирбите. В последнем прошла церемония открытия единственного в стране музея гравюры и рисунка. Ирбитский музей изобразительных искусств был основан в 1972 году Валерием Карповым, его действующим директором. В течение 40 лет музей реставрировал работы, переданные туда еще в советское время из фондов Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина, и только сейчас была открыта для посетителей постоянная экспозиция графики европейских мастеров XV–ХХ веков.

Завершилась конференция 15 сентября дополнительным семинаром по методам противопожарной защиты музейных фондов и объектов культурного наследия. Секция была организована для сотрудников, отвечающих за техническое обслуживание музеев. Основным докладчиком выступил Константин Буланов, эксперт по пожарной безопасности компании ЗМ, который описал основные решения по предотвращению пожаров — от традиционных, использовавшихся еще в прошлом веке, до абсолютно современных разработок.

Представляется, что подобные конференции с участием музейщиков из разных стран должны проходить регулярно, ведь это не только уникальная возможность обмена опытом, но и часть глобализации, а соответственно, развития всей музейной отрасли. — Александр Барский

Подробный отчет о конференции «Музеи и власть» в Петербурге читайте в октябрьском номере газеты The Art Newspaper Russia.

Просмотры: 2110
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru