The Art Newspaper Russia
Поиск

Ян ван Эйк: не только Гентский алтарь

Выставка «Ван Эйк. Оптическая революция» в Музее изящных искусств Гента — это уникальная возможность увидеть и рассмотреть во всех подробностях рекордное количество работ художника, собранных в одном месте

Конечно, организаторы ретроспективы Яна ван Эйка в Музее изящных искусств Гента (MSK) используют в рекламных целях привычные ходы: подчеркивается, что такую выставку можно увидеть лишь «однажды в жизни», так как никогда не удавалось собрать вместе столько работ художника (до наших дней дошло порядка двух десятков произведений, которые с уверенностью атрибутируют ван Эйку, из них в гентской экспозиции представлено 13). Но самое удивительное, что в данном случае все это правда, и подобная выставка едва ли возможна в будущем. Во-первых, живопись XV века, тем более выполненную на деревянных досках, нежелательно перевозить, по мнению реставраторов. Во-вторых, музеи очень неохотно выдают хиты из своей постоянной экспозиции — именно по этой причине в Гент не привезли «Портрет четы Арнольфини» из Лондона, «Мадонну канцлера Ролена» из Лувра и даже «Мадонну каноника ван дер Пале» из соседнего Брюгге. Однако список работ, которые удалось собрать, впечатляет: здесь и потрясающие портреты (в том числе «Тимофей» из Лондона и «Маргарита ван Эйк» из Брюгге), и две авторские версии картины «Стигматы святого Франциска» из Турина и Филадельфии, и загадочная «Святая Варвара» из Антверпена (то ли законченное произведение в технике гризайль, то ли удивительный по степени проработанности деталей, дальних планов и архитектуры подготовительный рисунок). Одна из жемчужин выставки — единственный «русский» ван Эйк, «Благовещение» из Национальной художественной галереи в Вашингтоне. В 1850 году его приобрел Николай I у короля Нидерландов Вильгельма III, после чего уже в Эрмитаже картина была переведена на холст, а в 1930 году продана Эндрю Меллону за $502 тыс. 

Наконец, ядро нынешней выставки составляют части многостворчатого Гентского алтаря — внешние створки со сценой Благовещения, святыми и донаторами, а также изображение Адама и Евы с внутренней части. Сам полиптих принадлежит собору Святого Бавона в Генте и уже осенью этого года вернется туда навсегда и не будет выезжать ни на какие выставки. К этому моменту к собору будет пристроен специально спроектированный центр для посетителей, он должен будет справляться с потоком желающих увидеть шедевр ван Эйка и откроет доступ к нему людям с ограниченными возможностями. Однако никакие современные экспозиционные решения не обеспечат всем желающим возможность провести перед Гентским алтарем достаточно времени, находясь на том расстоянии, что позволило бы рассмотреть его в деталях, которыми славится ван Эйк. Поэтому для будущих посетителей собора готовят интерактивную экспозицию с макросъемкой алтаря и рассказ о мастерстве художника с использованием элементов дополненной реальности.

Зато те, кто доберется до выставки в Генте, смогут подробно рассмотреть (а это искусство рассчитано на внимательное и неторопливое разглядывание) и недавно отреставрированные внешние створки, и Адама и Еву, еще ожидающих реставрации, а также сравнить привезенные со всего света творения великого фламандца с произведениями его последователей и современников из Фландрии и Италии.

Проект «Ван Эйк. Оптическая революция» задуман как увлекательное путешествие в эпоху и мир художника, в ходе которого кураторы и зрители ищут ответы на многочисленные вопросы, возникающие, когда знакомишься с творчеством Яна ван Эйка. Интересно, что вся экспозиция крутится вокруг Гентского алтаря, но целиком он представлен лишь в многочисленных копиях, а подлинные его части разбросаны по экспозиции, распределенные тематически. В зале, где представлены Адам и Ева, речь идет о первом опыте изображения в живописи обнаженной натуры (ван Эйк решается на это первым из северных художников, одновременно с ним в Италии Мазаччо пишет свое «Изгнание из рая»); в зале, где выставлены створки с изображением заказчиков Гентского алтаря — Йоса Вейдта и Елизаветы Борлют, можно увидеть другие портреты кисти ван Эйка; и так далее. Таким образом, после посещения выставки становится очевидным, а не умозрительным утверждение многих историков искусства, что Гентский алтарь — это микрокосм, целая вселенная, уместившаяся в одном произведении. Напомним, что другие части Гентского алтаря, не участвующие в выставке, в том числе только что отреставрированная центральная композиция «Поклонение Агнцу», выставлены в соборе Святого Бавона. 

Вернемся к тем проблемам и загадкам, связанным с ван Эйком, которые по-прежнему остаются неразрешенными (и, вероятно, останутся таковыми) и сейчас, спустя шесть столетий. Нам почти ничего не известно о жизни художника. По крайней мере, все исторические свидетельства фрагментарны, а вот домыслов очень много. Считается, что семья ван Эйков происходит из бельгийского города Маасейк (сейчас это провинция Лимбург, на границе с Нидерландами). Там, вероятнее всего, и родился Ян около 1390 года. Он происходил из художественной семьи: его братья Хуберт и Ламбер, а также сестра Маргарита были художниками, что подтверждается документально, но об их творчестве сведений нет — лишь латинская надпись на раме Гентского алтаря: «Хуберт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейдта»). Художественное образование Ян ван Эйк получил в Маасейке, возможно даже в семейной мастерской, и стал художником-миниатюристом. На выставке представлено несколько иллюминированных рукописей первой половины XV века, в том числе так называемый Турино-Миланский часослов, две миниатюры из которого — «Рождество Иоанна Крестителя» и «Погребальная месса» — приписываются Яну ван Эйку. 

В 1425 году Ян становится придворным живописцем Филиппа Доброго, герцога Бургундского — а значит, к этому моменту его семья уже перебралась на процветающий запад страны. В Брюгге он открывает мастерскую с наемными работниками и получает престижные заказы от священнослужителей, дворян и богатых горожан (известно, что после его смерти в 1441 году Маргарита продолжает управлять мастерской на протяжении еще нескольких лет). Также сохранились документальные свидетельства (и они есть на выставке) о том, что Филипп Добрый назначает своему придворному художнику пожизненное жалование и что ван Эйк регулярно совершает поездки, выполняя курьерские и дипломатические обязанности, а иногда и секретные поручения. В этом качестве он посещает Испанию и Португалию; есть предположения, что он также побывал в Италии и на Святой земле. Вот, собственно, и все, что нам доподлинно известно о Яне ван Эйке. Можно лишь догадываться о том, какими были не сохранившиеся до наших дней произведения художника и его мастерской, какой процент Гентского алтаря действительно написан Хубертом и где другие его работы, какие именно поручения герцога Бургундского выполнял Ян и где он побывал, что видел, был ли знаком с итальянскими художниками…

Именно поэтому так важна первая часть гентской выставки, которая погружает зрителя в исторический контекст, рассказывая о том, что представлял собой бургундский двор того времени и связанная с ним художественная традиция. Важно понимать, что Бургундское герцогство в XV веке — процветающая империя, занимавшая часть нынешней Франции (собственно Бургундия), а также территории современного Бенилюкса. Двор Филиппа Доброго, пришедшего к власти в 1419 году, постоянно путешествует по подвластным территориям. Его резиденции появляются в Лилле, Мехелене, Генте и Брюгге. Придворная культура чрезвычайно многообразна и включает в себя самые разнородные элементы: тут и куртуазная литература и музыка, и искусство интернациональной готики, получившее распространение около 1400 года, и даже античные реминисценции (Филипп Добрый любил отождествлять себя и свой двор с Александром Македонским и его окружением). 

Одновременно нельзя забывать, что фламандские города вроде Брюгге и Гента были в тот момент богатыми торговыми центрами с бурно развивавшейся экономикой, значительной политической автономией, новым и постоянно растущим классом буржуазии. Кажется, мы знаем об этой цивилизации куда меньше, чем об Италии эпохи Возрождения, но ясно, что в тот период эти города могли составить уверенную конкуренцию Флоренции эпохи Медичи. Подробнее о мире, в котором формировался и жил Ян ван Эйк, можно прочитать у Йохана Хёйзинги в книге «Осень Средневековья».

Каждый из залов выставки посвящен какому-то аспекту творчества Яна ван Эйка: передача пространственной глубины (художник не знаком с итальянской теорией перспективы, но создает с помощью аксонометрии иллюзию пространства), изображение архитектуры — реальной и вымышленной, пейзажи и дальние планы в его произведениях, конечно же, образы святых и Богоматери, имитация скульптуры в живописи, портреты.

Один из главных вопросов, по-прежнему волнующий исследователей творчества ван Эйка, касается истоков его самобытной манеры. Иначе говоря, откуда и как возникает эта уникальная по своему оптическому натурализму живопись во Фландрии 20–30-х годов ХV века? Искусство ван Эйка объединяет в себе черты стиля поздней готики и элементы нового, зарождающегося искусства, которое знаменитый историк искусства Эрвин Панофский назвал nascimento senz’antichitá (ит. «рождение без античности»), по аналогии с Возрождением в Италии — rinascimento dell’antichitá (ит. «возрождение античности»).

Кстати, сравнение с итальянской живописью на выставке тоже есть, причем представлена она как работами основателей «передового» флорентийского Кватроченто Доменико Венециано («Благовещение» ) и Фра Анджелико («Святой Николай»), так и произведением Стефано ди Джованни «Мадонна у розовой изгороди», представителя как бы более «архаичной» сиенской школы, сформировавшейся на стыке византийской традиции и готики. Это сопоставление живописи ван Эйка и его окружения с итальянским искусством демонстрирует, насколько его светящаяся, словно драгоценная живописная поверхность отличается и от матовой, более сдержанной по цветам флорентийской живописи, и от золотых фонов сиенских художников. У итальянцев господствуют математически выверенная перспектива, симметрия, классическая архитектура в качестве фона и места действия, фигуры, изображенные преимущественно в профиль. Для произведений Яна ван Эйка характерны оптический натурализм, величайшая степень детализации в живописи, мастерство светотеневой моделировки для передачи объема, сложные приемы для передачи пространственной глубины. Очевидно, что здесь были иные источники вдохновения, нежели у итальянцев, иные приемы для достижения эффекта трехмерности фигур, например. 

Один из залов выставки посвящен взаимному влиянию позднеготической скульптуры и живописи. В Гентском алтаре ван Эйк виртуозно имитирует скульптуру, изображая фигуры святых — Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова — словно высеченными из белого камня, в том числе за счет удивительной игры света и тени в нишах. В его времена художники и скульпторы активно спорили о том, какой из двух видов искусства воспроизводит реальность лучше. Из исторических документов мы также знаем, что ван Эйк расписывал и покрывал позолотой каменные статуи людей в натуральную величину, однако эти скульптуры не дошли до наших дней.

Даже если бы в одной экспозиции удалось собрать все сохранившиеся работы Яна ван Эйка, мы бы все равно увидели лишь осколки наследия художника (как и в случае с другим гением той эпохи, Леонардо да Винчи), однако и столь фрагментарная картина позволяет представить масштабы той революции — оптической, как ее называют авторы выставки, — которую он произвел.


Музей изящных искусств Гента (MSK)
Ван Эйк. Оптическая революция
До 30 апреля

Материалы по теме
Просмотры: 6357
Популярные материалы
1
Русский музей открыл грандиозную выставку в честь 125-летия
Выставка посвящена всем тем, кто передал в дар произведения искусства. Среди них русский царь, советский ученый и шоколадный магнат.
29 июля 2020
2
Картины без масла
Выставка в зале графики Третьяковской галереи «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов» — попытка выбрать из огромного наследия русских классиков и хрестоматийное, и неизвестное.
29 июля 2020
3
Участников челленджа Музея Гетти увековечили в книге
Карантинные фотопародии по мотивам известных произведений из соцсетей перекочевали в специальное издание.
28 июля 2020
4
Василий Кузнецов: «Можем принимать произведения хоть из Орсе»
Директор музея «Новый Иерусалим», отмечающего 100-летие, рассказал о его сегодняшней стратегии и тактике.
31 июля 2020
5
Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло
В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье.
30 июля 2020
6
Во Франции нашли место, изображенное на последней картине ван Гога
Благодаря старинной открытке установлено точное место, где Винсент ван Гог написал свое последнее произведение «Корни деревьев» всего за несколько часов до самоубийства.
29 июля 2020
7
Небольшой автопортрет Рембрандта установил 16-миллионный рекорд
Это автопортрет художника, появившийся на публичном аукционе впервые за многие годы.
29 июля 2020
8
Турист отломил пальцы у скульптуры Кановы, когда делал селфи
Посетитель музея ухитрился беспрепятственно подойти к гипсовой модели знаменитой мраморной скульптуры Полины Бонапарт из коллекции Галереи Боргезе.
03 августа 2020
9
Умер историк искусства, заново открывший миру футуризм
В возрасте 92 лет ушел из жизни Маурицио Кальвези — последний из больших итальянских историков искусства ХХ века.
29 июля 2020
10
Сенат США: российские миллиардеры действовали на арт-рынке в обход санкций
Американские сенаторы называют торговлю искусством «самой большой легальной нерегулируемой отраслью экономики США» и рекомендуют повысить прозрачность и государственный контроль в этой сфере.
31 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru