The Art Newspaper Russia
Поиск

«Удар в спину отечественной реставрации»

Реставрационные мастерские ЦНРПМ, восстанавливавшие монастыри и кремли, выселяют

Знаменитые Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ), старейшее российское учреждение, занимающееся реставрацией архитектуры, выселяют из здания на Школьной улице в Москве. Причем съехать организация должна до 1 марта.

Как сообщил нашему изданию главный архитектор ЦНРПМ Сергей Куликов, недавно в Министерстве культуры РФ прошло оперативное совещание, на котором принято протокольное решение о выселении, причем в кратчайшие сроки. Взамен ЦНРПМ получают три неприспособленных помещения, меньшие по площади, в разных концах Москвы (одно из них в Люблине). Как считают в мастерских, это решение связано с тем, что летом 2019 года мэр города Сергей Собянин, прогуливаясь по Школьной улице, отметил ее красоту и решил превратить ее в пешеходную зону, а старинные дома отдать под магазины и кафе. ЦНРПМ располагаются в таком здании, и с ними, как и с другими учреждениями на улице, не являющимися развлекательными, Росимущество расторгло договор.

Выселение со Школьной улицы и рассредоточение библиотеки, архива и специализированных отделов по городу нанесет громадный ущерб работе мастерских. Напомним, что это уже третий переезд ЦНРПМ в новейшее время: в 1987 году их выселили из Андроникова монастыря, а в 1990-м оставшиеся мастерские покинули Новоспасский монастырь (оба эти комплекса были отреставрированы именно ЦНРПМ). Тогда мастерские получили помещения в плохом состоянии на Школьной улице и потратили много времени и средств на их приспособление.

ЦНРПМ — это не только старейшие реставрационные мастерские России, это еще и сильнейшая научная школа, которая продолжает активно действовать в наши дни. Все главные архитектурные сооружения страны в последние десятилетия отреставрированы благодаря специалистам мастерских: множество церквей и зданий Московского Кремля, Покровский собор (храм Василия Блаженного), здания в усадьбах «Коломенское», «Кузьминки», «Абрамцево», Петровский путевой дворец, Новодевичий, Андроников, Ферапонтов, Соловецкий, Кирилло-Белозерский монастыри, Ростовский, Тульский и ряд других кремлей.

Мы поговорили с представителями музейной общественности и спросили их мнение об этом переезде.


Андрей Баталов
Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, профессор, доктор искусствоведения

Несколько лет назад мы праздновали 75-летие совершенно уникальной организации — ЦНРПМ. За годы она меняла название, коллектив реставраторов оставался одним и тем же — продолжатели традиций тех, кто пришел в реставрацию еще до войны. Все главные сооружения страны были отреставрированы сотрудниками этих мастерских, ими были отреставрированы все главные храмы страны, все исторические здания Кремля. И вот сейчас, когда ЦНРПМ приступают к реставрации Оружейной палаты, к такой ответственной работе, появляется новость об их выселении. Их выселяют не в первый раз за последние десятилетия — в предыдущие разы из монастырей, ну а теперь из здания на Школьной улице, которое было отреставрировано и приспособлено для их работы на их же средства. И ради чего? Ради сиюминутной задачи по созданию развлекательной среды! Тогда как они выполняют гораздо более важную задачу по сохранению нашей общей исторической среды. Идея с раскидыванием их по помещениям в разных районах Москвы очень плоха. С 1947 года ЦНРПМ создали огромный архив и библиотеку, они фактически собрали «истории болезней» всех главных зданий нашей страны. Разлучать специализированные отделы и библиотеку нельзя, в их совместной работе и был смысл создания единого кластера из зданий во время предыдущего переезда. Выселить ЦНРПМ из помещений на Школьной улице — это значит нанести сокрушительный удар в спину отечественной реставрации, которая и так дышит на ладан. Для многих наших музеев, монастырей и храмов это станет катастрофой.


Елизавета Лихачева
Директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева

Новость о выселении ЦНРПМ и фактическом лишении их возможности нормально работать — это очень плохое известие. Мы так яростно пытаемся гордиться нашей реставрационной школой — и при этом притесняем одно из последних мест, где она сохраняется. Мы теряем эту школу на глазах. Когда Путин обещает французскому президенту послать на помощь в реставрации Нотр-Дама русских реставраторов — кого он собирается посылать? Особенно трагично, что из всех уцелевших реставрационных учреждений это опять происходит с ЦНРПМ. Только они обжились и обустроились на Школьной улице — и вот их снова выкидывают, причем по каким-то совершенно странным причинам. Мне не приходит в голову никаких слов, кроме «вредительство» и «диверсия». Потом, дело же еще не только в том, что они делают руками. Самое важное в реставрационной школе — это разработка научной методологии, а это именно то, чем занимаются ЦНРПМ. После войны мы смогли создать одну из лучших реставрационных школ архитектуры в мире. Но за 30 последних лет умудрились ее потерять. И вот теперь наносим добивающие удары.


Ольга Стригун
Главный архитектор Государственного исторического музея

Если говорить о Покровском соборе (филиале ГИМ), то ЦНРПМ — это наш давний спутник уже долгие годы. Они реставрировали его в 1920-х, 1950-х, 1980-х, в 2001–2011 годах, и вот сейчас тоже продолжаются реставрационные работы. Фактически для такого древнего здания, как собор Василия Блаженного, они необходимы в перманентном режиме. Но каждый раз, когда мастерские переезжают, это сказывается на ситуации с памятниками, такими как Покровский собор. Архитектурно-реставрационные работы, которые ведут для нас ЦНРПМ, останавливаются на период их обустройства и приведения дел в порядок. Причем останавливаются на достаточно заметное для состояния храма время. Помимо всего прочего, для работ постоянно необходимо обращение к архиву мастерских, в котором содержатся регулярно пополняющиеся данные о «здоровье» собора. А переезды архивам вредны. Очень не хотелось бы, чтобы подобное случилось опять.


Татьяна Сарачева
Заведующая музеем «Покровский собор»

Сотрудничество мастерских и Покровского собора началось, когда он еще не был филиалом Исторического музея, и оно длится вот уже практически 100 лет, если считать работу специалистов в 1920-х годах, которые позже стали сотрудниками ЦНРПМ. Все работы по реставрации в храме проводятся только под их руководством, причем все эти годы сохраняется преемственность: главный архитектор проекта реставрации от ЦНРПМ Т.П.Никитина — ученица Н.Н.Соболева, который занимался этим же ранее, приняв эстафету от своего учителя Д.П.Сухова. За эти годы в архиве ЦНРПМ накопился огромный пласт документов, относящихся к нашему сооружению, и до 1990-х годов он, конечно, не компьютеризован. Перемещение тысяч архивных листов — бесценных чертежей, обмеров — без потерь невозможно, особенно в такие короткие сроки, какие сейчас озвучены ЦНРПМ. Переезд наверняка отразится и на человеческом факторе. Для нашего музея это будет катастрофой. Мы уже начали ощущать последствия этой новости: для продолжения реставрационных работ в соборе ЦНРПМ должны подготовить проектную документацию по кровле и шатрам над северным крыльцом, но приняться за ее создание сотрудники мастерских объективно не могут, так как готовятся к переезду. После переезда им придется потратить много времени на обустройство и приведение в порядок дел, систематизацию документации. Мы, как и другие музеи, постоянно и очень остро нуждаемся в деятельности ЦНРПМ по реставрации и поддержании наших старинных зданий, и этот коллапс однозначно отразится на состоянии нашего архитектурного наследия.


Наше издание запросило у Министерства культуры РФ комментарий относительно сложившейся ситуации, однако ответа пока не получило.

Материалы по теме
Просмотры: 15977
Популярные материалы
1
Десять главных атрибутов лета в живописи
Хокни, Дейнека, Норман Рокуэлл, Герасимов и Соролья рассказывают (и показывают) нам, что нужно для того, чтобы лето было идеальным.
03 июля 2020
2
Как открывали музеи в России: скандалы и забавные случаи
Любопытные истории, случившиеся в XIX и ХХ веках: изучаем и возвращаемся в музеи после коронавирусного карантина с соблюдением всех мер предосторожности.
03 июля 2020
3
Это странное время — застой. «Ненавсегда» в Третьяковке
Третьяковка раскрывает психологию искусства брежневской эпохи на выставке «Ненавсегда. 1968–1985», с 7 июля представляя 400 экспонатов: живопись, скульптуру, объекты, перформансы, фотографию.
03 июля 2020
4
Меценат и коллекционер Андрей Филатов готов купить спорные американские памятники
Его фонд Art Russe предложил США сохранить монументы Теодору Рузвельту и Александру Баранову, ставшие объектами нападок протестующих.
03 июля 2020
5
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы, и, пока до 20 июля сайт не будет обновляться, предлагаем вспомнить некоторые из наших лучших материалов.
03 июля 2020
6
Ладно ль за морем иль худо?
Третья и четвертая волны художественной эмиграции — сначала из Советского Союза, потом из России — никогда еще не были описаны всесторонне и фундаментально. Попытку это сделать предприняла Зинаида Стародубцева.
03 июля 2020
7
Трейси Эмин: «После „локдауна“ я стала счастливой и свободной»
Звезда британского искусства Трейси Эмин открыла в лондонской галерее White Cube онлайн-выставку «Я расцветаю в одиночестве», где представлены картины, написанные художницей во время самоизоляции.
03 июля 2020
8
Снова к морю
Роскошные отели сети Baglioni Hotels & Resorts в Пунта-Але предлагают уединенный отдых среди высоких сосен и белых песков на побережье Тосканы.
03 июля 2020
9
Bone, Эльза и Tiffany: полвека вместе
Tiffany & Co. представляет специальную серию легендарных браслетов Еlsa Рeretti Вone Сuff.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru