The Art Newspaper Russia
Поиск

Обрамление — дело тонкое. Все о рамах

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Выставка, посвященная художественным рамам, в Третьяковке пройдет впервые. Раньше к этой теме обращался в 2005 году лишь Русский музей, с выставкой Одеть картину. Художественные рамы в России XVIII — начала ХХ века. Проект Третьяковки обещает быть более масштабным: он охватит период с XIV по XX век и займет все этажи Инженерного корпуса. Причем часть экспонатов останется на своих местах в постоянной экспозиции и будет только аннотирована (Демон поверженный Михаил Врубеля, Неравный брак Василия Пукирева, Христос в пустыне Ивана Крамского, рамы фирмы Грабье для Сергиевского цикла Нестерова). Устроители выставки решили также рассматривать раму не только как предмет декоративного-искусства, но и как часть композиции картины, проследить ее связь с историкокультурным контекстом времени.

«Рамы очень долгое время не считались произведениями искусства и от этого пострадали. После революции в музей пришел новый зритель, воспринимавший золото рам как нечто идеологически чуждое. И поэтому их блеск стали приглушать. Это чудовищно по отношению к рамам, их потом очень трудно восстанавливать», — рассказывает Татьяна Карпова, заместитель директора по научной работе и куратор выставки. Выставка станет промежуточным результатом музеефикации рам, многие из которых были впервые измерены и описаны реставраторами Третьяковки в ходе их восстановления. Специально к выставке по раскрашенной Михаилом Врубелем фотографии была воссоздана, в частности, уникальная бархатная рама к Демону поверженному, отреставрировано обрамление картины Ильи Репина Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. Другие же картины получили обратно свои «родные» рамы.

Экспозиция откроется церковным искусством — иконами в окладах и киотами XIV — конца XIX века.  ритель увидит также рамы и обрамления XVIII и первой половины XIX века, драгоценные оправы фирмы Карла Фаберже. Далее будет представлена эволюция рамы в XX веке, куда войдут, в частности, оригинальные объекты-складни Леонида Пурыгина из галереи Art4.ru и фрагмент проекта Олега Кулика Рамы (2013).

По словам Татьяны Карповой, мир русской рамы в основном анонимный, и музейщикам приходилось восстанавливать и имена авторов. К выставке подготовлен и солидный каталог со статьями ведущих экспертов по теме. Также туда впервые включен справочник русских рамных мастеров и мастерских и специфических терминов. 

Третьяковская галерея
Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалог
Москва
10 сентября — 30 ноября

Просмотры: 2421
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru