The Art Newspaper Russia
Поиск

Еще один музей, открытый соотечественником. На этот раз в Берлине

ROLAND HALBE

ROLAND HALBE

В Германии 1 июня открывается Музей архитектурного рисунка, основанный Сергеем Чобаном и спроектированный бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов»

Все, что архитектор создает на бумаге, чаще всего носит промежуточный характер. Творческая мысль зодчего реализуется в создании проектных эскизов, представляющих самоценный жанр — архитектурную графику. В известном смысле, коллекционирование акварельных увражей и отмывок — занятие эстетское, тем более когда культура 3D-визуализации практически упразднила бумажный носитель. Сергей Чобан, 51-летний архитектор, выпускник института им. Репина Академии художеств, в 1992 году уехавший в Германию, начал работу в Гамбурге в бюро NPS, а в 1995-м возглавил берлинский офис NPS Tchoban Voss. Среди его построек в Берлине — отель «Домакваре», кинотеатр «Кубикс», синагога в Вильмерсдорфе. В 2004 году архитектор открыл офис в России, совместно с Петером Швегером спроектировал башню «Федерация» в Москва-Сити. В настоящее время вместе с Сергеем Кузнецовым, с 2012 года главным архитектором Москвы, он руководит бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов». Будучи виртуозным рисовальщиком, Чобан понимает архитектуру на уровне графического восприятия: «Архитектура, которую интересно рисовать, и является удачной архитектурой». Его собранию акварелей и рисунков западноевропейских, советских, российских архитекторов и живописцев XVIII — начала XXI века уже более десяти лет. Эксперт Ирина Седова комментирует: «Архив рисунка в Эрмитаже посвящен рисунку вообще. Чобан же сконцентрировался только на архитектурной графике. Его коллекция не кабинет любителя-знатока, но арсенал профессионала, имеющий широкие хронологические рамки и богатый репертуар материалов. Один из шедевров — лист Пиранези Архитектурная фантазия с дворцом, происходящий из собрания В. Аргутинского Долгорукова.

Благодаря Чобану специалисты обратили внимание на творчество малоизученного пьемонтского зодчего Филиппо Юварры». В его собрании свыше 400 оригинальных листов (печатную графику Чобан не собирает) — от первых имен, в том числе де Вайи, Гонзага, Миса ван дер Рое, Райта, Чернихова, Либескинда и др. Несмотря на плотный график, архитектор присутствует на аукционах, доверяя лишь собственному глазу. «Думаю, моя коллекция уже вполне позволяет проследить эволюцию жанра. Ее заметная часть посвящена ныне живущим и работающим архитекторам и художникам, рисующим архитектуру. Это не ретроспективный подход. Я делаю акцент на популяризации, демонстрации актуальности архитектурного рисунка, но не на его возрождении. Считаю, что он и не умирал», — поясняет свою позицию Чобан. В 2009 году зодчий основал и зарегистрировал в Германии Благотворительный фонд Сергея Чобана, куда вошли как его собственные рисунки, так и часть собранной им уникальной коллекции архитектурной графики. Организованные фондом выставки за это время прошли в Немецком архитектурном музее во Франкфурте, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в СанктПетербурге, Академии художеств в Париже.

Выставочный опыт убедил Чобана, что «сейчас наблюдается огромный интерес к архитектурному рисунку, ибо он позволяет зрителю проследить за мыслью архитектора, да и просто увидеть красиво нарисованную архитектуру». Для хранения коллекции и проведения выставок архитектурной графики в Берлине бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» спроектировало здание музея. Профильные коллекции имеются в Академии художеств и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Государственном музее архитектуры им. Щусева в Москве, Техническом университете Берлина, Музее архитектуры в Мюнхене, Метрополитен музее в Нью-Йорке — отдельного же музея архитектурного рисунка до сих пор нигде в мире не было. Для его строительства кураторский совет фонда выбрал небольшой участок в Восточном Берлине, в районе Пренцлауэрберг, у входа на территорию бывшей пивоварни «Пфеферяберг». До музейного острова и Унтер-ден-Линден отсюда 15 минут пешком.

По соседству с музеем, выстроенном на месте заводского гаража, — архитектурная галерея AEDES, галерея современного искусства Ikeda, мастерские художников. «Здание построено из бетона; по сути это бетонная скульптура. На фасаде методом наложения форм и последующей отливки воспроизводятся графические мотивы, заимствованные из отдельных листов моей коллекции, — рассказыкнуть: это важно, что здание спроектировано именно российской архитектурной компанией». Компактный в плане объем примыкает к брандмауэру соседнего 4-этажного жилого дома. Постройка образована пятью, в соответствии с числом этажей, смещенных друг относительно друга, четко выделенными блоками. Бетонные стены чередуются с панорамным остеклением. На первом этаже расположена библиотека, на верхних — архив и экспозиционные залы.

Музей открывается выставкой Пестум Пиранези. Заново открытые шедевры, представляющей 15 рисунков Джованни Баттисты Пиранези из собрания лондонского музея сэра Джона Соуна, английского архитектора-палладианца (1753–1837), автора здания Банка Англии в Лондоне, коллекционера античных древностей, живописи и графики, в том числе 15 листов Пиранези, четыре из которых он получил в подарок от автора. «Этот музей для меня является идеалом, а личность архитектора и собирателя Джона Соуна — путеводной звездой. Это партнерство — большая честь для нас. Экспонаты музея Джона Соуна впервые за всю историю покидают родные стены.

После показа у нас листы Пиранези отправятся на выставку в Нью-Йорк». Постоянной экспозиции в Музее архитектурного рисунка не предусмотрено. В год планируется проведение четырех выставок: двух гостевых, одной из коллекции фонда и непременный показ произведений ныне живущего архитектора, работающего в жанре архитектурного рисунка.

Материалы по теме
Просмотры: 2790
Популярные материалы
1
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
2
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
3
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
4
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
5
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
6
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
7
ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем
Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства.
19 ноября 2020
8
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
9
Не ищейка, а поводырь
В «Собачке Воскресной» главными героями стали все-таки не лучшие друзья человека, а лучшие друзья художников — коллекционеры и кураторы, чьи характеристики окрашены личным отношением автора книги.
20 ноября 2020
10
Феникс ИНИОН возрождается
Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций.
24 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru