The Art Newspaper Russia
Поиск

Глубины Кремля откроются его посетителям в 2020 году

Заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов рассказал о новом археологическом музее на заповедной территории

Главгосэкспертиза РФ одобрила проект археологического музея на территории Кремля. Его должны создать в 2020–2021 годах там, где сейчас находится парк, разбитый на месте снесенного в 2016 году 14-го административного корпуса. Который был построен в начале 1930-х годов на месте, где прежде стояли снесенные в 1929–1934 годах Чудов и Вознесенский монастыри и Малый Николаевский дворец. Новый музей позволит буквально погрузиться в историю этого места еще глубже — до железного века.

Профессор, доктор искусствоведения Андрей Баталов, заместитель генерального директора Музеев Кремля, участник разрабатывающего проект коллектива, присутствовал на многочисленных заседаниях, где определялась судьба кремлевской территории между Спасскими воротами и Сенатским дворцом. Он не был сторонником сноса 14-го корпуса, считал, что так будет нанесен урон державному образу центра государственной власти. Но уверен, что создание музея, законсервировавшего археологический раскоп, — наилучшее, оптимальное решение для этого места. 

После того как административный корпус был снесен, возможность воссоздания взорванных на его месте построек обсуждалась на самом высоком уровне. В результате возникло решение, сторонником которого был и Баталов. «Материалов, которые помогли бы адекватно восстановить все постройки монастырей, просто не существует, — рассказал он нашей газете. — Обмеры собора Чудова монастыря погибли вместе с ним, в момент взрыва, даты которого не были известны. Обмеры фасадов и план собора Вознесенского монастыря есть, но интерьер был обмерен фрагментарно. Вообще, монастыри — сложные комплексы, и точных обмеров их построек или чертежей не существует. Так что при воссоздании всего ансамбля мы бы получили огромный новодел на территории подлинного памятника мирового значения. И эти приблизительно исполненные подобия исторических зданий вступили бы в визуальный конфликт со всем Кремлем. Так что было принято разумное решение — провести на месте 14-го корпуса подробное археологическое исследование, что и было сделано Институтом археологии. Таким образом, был исследован малоизученный участок Кремля». 

Баталов подчеркивает, что археологические раскопки в Кремле до 1990-х годов никогда не носили систематического характера. Кремль, напоминает он, — это «Москва, не замок великого князя, а город, о котором говорят летописи, там вершилась история русского государства». В результате работ археологов были раскрыты фрагменты фундаментов построек Чудова монастыря и его некрополь, а также следы городской застройки, на месте которой возник монастырь. На этой же территории найдены следы железного века, дьяковской культуры, одного из первых поселений на Боровицком холме. Нашлись остатки построек, предшествующих пожару 1238 года, то есть разгрома Москвы Батыем. «Мы видим, что в этой части Кремля была достаточно плотная застройка, некрополь Чудова монастыря перекрывает слой города, то есть монастырь возник не на пустом месте. Для истории Москвы это очень важно», — объясняет Баталов.

Новый музей на территории археологических изысканий, в сущности, и есть законсервированный раскоп. Музеефикация его была сложной задачей, для ее решения привлекли специалистов разного профиля: инженеров-реставраторов, экспертов по грунтам и основаниям, технологов. У проекта музея нет одного автора, он плод коллективный, над которым работали такие известные и уважаемые в профессии люди, как археологи академик Николай Макаров, Ася и Николай Коваль, музейные художники Александр Конов и Олег Ковалевский, архитектор-реставратор Евгений Кокорев, директор Центра имени Грабаря Дмитрий Сергеев, его сотрудники — реставраторы по белому камню и сам Баталов. «Мы все эти годы еженедельно собирались и обсуждали принимаемые решения, привлекая специалистов в разных областях. Это очень сложный музей и в одном аспекте новаторский: впервые в Москве на такой огромной площади сохранили подлинный раскоп».

В ответ на опасение, что обещанные проектом входная зона и мультимедийные инсталляции превратят раскоп в аттракцион, как это случилось в Зарядье, Баталов заверяет, что они не будут превалировать над подлинными экспонатами, а только будут выполнять вспомогательные функции. «Мы все: и руководство, и исполнители — договорились, что этот музей не будет театром. Идея музея в том, что сама территория является экспонатом за горизонтальной витриной, по которой идут зрители. И весь наш большой коллектив добивался максимальной незаметности входа в музей. Он будет адаптирован к сложившемуся историческому ансамблю и не помешает его восприятию. Но зритель должен понимать, что он видит, компьютерная реконструкция ему в этом поможет. Вот вы смотрите на селадоновую чашу из Китая, поскольку Китай того времени — это территория Золотой Орды, с которой Москва торговала. Но это осколок, и мы показываем реконструкцию этой чаши, неназойливо демонстрируя связь фрагмента и целого. Кстати, все найденные предметы были отреставрированы в Центре имени Грабаря». 

Посещение музея будет возможно только небольшими группами и с экскурсоводом. Реализацией проекта занимается Управление делами президента РФ. После завершения работ археологический музей войдет в состав объединения «Музеи Московского Кремля». 

Материалы по теме
Просмотры: 4147
Популярные материалы
1
Суздаль отдан под попечительство урбанистов и дизайнеров
«КБ Стрелка» разработала мастер-план, рассказывающий, как за десять лет привести город-памятник в порядок и при этом ничего не испортить.
26 октября 2020
2
Общежитие для 27 музеев в Новой Москве
В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев.
29 октября 2020
3
Фрески школы Рафаэля отреставрируют в Эрмитаже
Грант на реставрацию предоставил Фонд американских послов по сохранению культурного наследия Государственного департамента США.
27 октября 2020
4
Мятежный и нежный гений Анны Голубкиной
В Самаре открылась большая — около 100 работ — выставка выдающегося скульптора эпохи модерна.
26 октября 2020
5
Катя Бочавар: «В Советском Союзе все было по порядку, и вдруг случился беспорядок — Алла Демидова»
Международный фестиваль-школа современного искусства «Территория» представляет «Демидова фест 2020». О сути и форме этого необычного события в галерее-мастерской «ГРАУНД Солянка» рассказывает ее директор и куратор проекта Катя Бочавар.
27 октября 2020
6
Татьяна Саятина: «Молоко за вредность дают, хотя химикатами пользуемся скромно»
В собрании Эрмитажа почти полмиллиона фотографий и дагеротипов, и все они требуют специальных условий хранения и реставрации. Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов Татьяна Саятина рассказала об особенностях обращения с артефактами.
26 октября 2020
7
Объединиться, чтобы выжить
Объявлено о создании Ассоциации галерей — некоммерческой инициативы, направленной на поддержку деятельности галерей в России.
28 октября 2020
8
Крупнейшие галеристы объединились для продажи коллекций целиком
Речь идет о работе по продаже коллекций, масштаб и стоимость которых по силам только Christie’s или Sotheby’s.
27 октября 2020
9
Новый «крестовый поход» на культуру? Деятели культуры пожаловались президенту
Возрождение Росохранкультуры, проблемы реставрации и сокращение бюджета обсудил президент РФ на заседании Совета по культуре и искусству.
29 октября 2020
10
Абырвалг: рыбное дело в зеркале концептуалистов
В Центре Вознесенского открылся специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», посвященный современной интерпретации эстетики московского концептуализма.
28 октября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru