18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Даниель Либескинд и Кэрил Энгландер установили инсталляцию у ворот Освенцима

№76
Материал из газеты

Цель выставки — сместить акцент с погибших на тех, кому удалось остаться в живых в устроенном нацистами аду

Инсталляция у ворот бывшего концентрационного лагеря в Освенциме посвящена выжившим в ужасах Второй мировой войны и тому, как вера поддерживала их в невыносимых условиях нацистской «фабрики смерти». Ежегодно более 2 млн посетителей Освенцима узнают о надзирателях лагеря, совершавших страшные зверства, и их многочисленных жертвах. Голос же оставшихся в живых слышен все реже и реже. Цель выставки «Через объектив веры. Освенцим», открывшейся 1 июля около главных ворот лагеря смерти, — сместить акцент с погибших на тех, кому удалось остаться в живых в устроенном нацистами аду.

Инсталляция под открытым небом спроектирована Даниелем Либескиндом, одним из лидеров современной архитектуры, автором трех еврейских музеев (в Берлине, Копенгагене и Сан-Франциско). Она составлена из 21 стелы с большими цветными портретами выживших в Освенциме. Под портретами, сделанными фотографом Кэрил Энгландер, — выдержки из интервью, в которых герои проекта вспоминают пережитое и то, как им помогла выжить вера. «Освенцим рассказывает о том, что делали с евреями, — мы же говорим об ответной реакции, о чувствах самих жертв. Это смена парадигмы», — объясняет Анри Люстигер-Талер, главный куратор Мемориального музея «Амуд Эш» в Бруклине, автор и инициатор выставки, организованной совместно с Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, которая продлится до конца 2020 года.

Концепция выставки выросла из работы Люстигера-Талера. Он вел программу, направленную на включение историй о подпольной жизни евреев в Освенциме в экскурсии гидов. «Думаю, что существует большая предвзятость в отношении религиозного комментария в качестве темы научного исследования», — говорит куратор. Вопреки предположению, что многие евреи после всех злодеяний утратили веру в Бога, исследователь обнаружил, что в лагере сохранялись ежедневные религиозные обряды. В новой инсталляции он акцентирует внимание прежде всего на вопросах о том, как заключенные тайно совершали утренние молитвы, отмечали еврейские праздники и обращались за советами к раввинам.

«Оглядываясь назад, я, верующий человек, спрашиваю себя сегодня: как я пережил это? Я решил, что мой конфликт не с Богом, а с человеком... Вера — единственное, что нам оставалось», — рассказывает Ирвинг Рот, попавший в Освенцим в 14 лет.

Энгландер, председатель совета Международного центра фотографии в Нью-Йорке, член совета по приобретению фотографий для Музея Гуггенхайма, решила нарушить традицию мрачных портретов и сняла выживших в концлагере в цвете и в домашней обстановке. «Они чувствуют, что выжили не просто так, — говорит фотограф, выросшая в семье ортодоксальных евреев. — Несколько человек признались, что не рассказывали свои истории после того, как их освободили. Когда другие спрашивают, почему же они не потеряли веру, они считают, что их осуждают или стыдят». Кэрил и ее муж, миллиардер Исраель Энгландер, известны и как благотворители, пожертвовавшие миллионы еврейским организациям. 

Интервью и фотосессии проходили в Германии, Израиле, Канаде, Польше и США, в проекте приняли участие 18 выживших евреев, 1 цыган и 2 польских католика в возрасте от 80 до 102 лет. Их истории будут собраны в книге, которую издательство Phaidon Press должно выпустить в сентябре этого года. 

«Мы живем в эпоху, когда переживших нацизм становится все меньше, а антисемитизма все больше», — говорит Люстигер-Талер. После долгих переговоров с Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, противником любых инсталляций на этой священной земле, куратору удалось получить разрешение на показ работы Либескинда перед входом в бывший концлагерь, теперь музей. Расположенная под углом 45 градусов к главной дороге, инсталляция стоит на траве и указывает по направлению к лесу. «Эти люди выжили, — говорит Люстигер-Талер. — Речь идет о жизни в тени мира смерти». 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+