18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стамбул намерен стать столицей современного искусства и арт-рынка в регионе

В городе одновременно проходит международная ярмарка, стартует биеннале современного искусства, а на очереди открытие восьми новых музеев

Хотя Биеннале современного искусства в Стамбуле проходит в 16-й раз, а для международной ярмарки Contemporary Istanbul это 14-й выпуск, кажется, именно сейчас город переживает настоящий арт-бум. Только в сентябре здесь открылось сразу три новых выставочных пространства. Это новое здание Музея живописи и скульптуры Университета изящных искусств имени Мимара Синана (тут как раз представлен основной проект биеннале), новое здание Фонда Вехби Коча — Arter (открытие 13 сентября, проект лондонского бюро Grimshaw Architects) и дворец Текфур — музей османского искусства. На протяжении следующих месяцев в городе появится еще пять новых площадок. Таким образом, Стамбул планомерно двигается к достижению весьма амбициозной цели — стать новым центром искусства. По оценкам экспертов, суммарный объем инвестиций в упомянутые проекты достигает $5 млрд, это и государственные средства, и частный капитал.

Одна из частных инициатив — международная ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul, которая была основана в 2006 году предпринимателем Али Гюрели. Он преуспел в гостиничном бизнесе и даже был председателем TUROB — ассоциации отельеров Турции, но увлечение коллекционированием в конце концов заставило его переквалифицироваться в профессионалы арт-рынка. Именно он стоял у истоков первой турецкой ярмарки искусства, Art Istanbul, проходившей с 2001 по 2005 год. С 2006 года он является бессменным председателем Contemporary Istanbul, получившей уже международный статус.

14-й выпуск Contemporary Istanbul (CI19) открыт для посетителей с 12 до 15 сентября в Международном стамбульском выставочном и конгресс-центре Лютфи Кырдара, расположенном в квартале Харбийе района Шишли. Ожидается, что ярмарка, которую в прошлом году посетило 74 тыс. человек, на этот раз значительно увеличит посещаемость. Даты ее проведения рассчитывались с прицелом на толпу кураторов, арт-критиков и — в особенности — коллекционеров со всего мира, которые окажутся в городе во второй декаде сентября на превью долгожданной биеннале Николя Буррио, чей основной проект называется «Седьмой континент».

На CI19 представлено 74 галереи из 23 стран, 510 художников и более 1,4 тыс. произведений искусства. С этого года у Contemporary Istanbul новый арт-директор — независимый куратор и исследователь из Франции Анисса Туати. По ее замыслу, ярмарка должна олицетворять общность средиземноморских стран — именно по этому принципу теперь происходит отбор галерей-участниц и подготовка некоммерческой и дискуссионной программ. Специальные проекты посвящены цифровому искусству (Plugin New Media — выставка, поддержанная Siemens Home Appliances) и частным коллекциям (экспозиция «Новые приобретения» представляет турецкое и международное искусство, причем как современное, так и классическое, из главных частных собраний Турции). Куратором «Новых приобретений» — 90 произведений из 42 коллекций — выступил писатель и художественный критик Хасан Бюлент Кахраман; именно он возглавляет отборочный комитет и вообще кажется серым кардиналом Contemporary Istanbul. 

Особое внимание на CI19 уделено венским галереям искусства. Georg Kargl Fine Arts, Galerie Kandhofer и Galerie Krinzinger представлены на отдельном стенде Art from Vienna. Каждый год одна из стран становится специальным гостем ярмарки, и галеристы оттуда получают особые условия участия, для того чтобы познакомиться с турецким искусством и коллекционерами. В 2013 году в фокусе была Россия — тогда в Стамбул приехали семь галерей из Москвы и Петербурга: AL Gallery, Anna Nova, Art re.Flex Gallery, Galerie Blue Square, Galerie Iragui, Marina Gisich Gallery и pop/off/art. Сейчас из русских участников осталась только галерея Марины Гисич. Она участвует уже в пятый раз и привезла на CI19 Виталия Пушницкого, Керима Рагимова и Дмитрия Цыкалова. Сама Марина Гисич признается, что работы Пушницкого и Рагимова (около $40 тыс. за большеформатную живопись) едва ли могут быть проданы на ярмарке, но присутствие тут важно, так как это возможность для ее художников быть замеченными кураторами, прибывшими на Стамбульскую биеннале. Галеристка уже не первый год приглашает в Турцию своих клиентов-коллекционеров, для которых подготовлена отличная программа. Кроме того, галерея настолько удачно поучаствовала в Cosmoscow на прошлой неделе, что может позволить себе поработать над стратегическими задачами.

Впрочем, русское искусство можно найти не только на стенде отечественной галереи. Так, Art Agency из Софии привезла работы Зураба Церетели (живопись, графику и даже небольшую скульптуру), а также картины и произведения из мрамора Айдан Салаховой. Цены на Церетели колеблются в диапазоне от 600 евро за принты до сотен тысяч евро за живопись — картина «Сон» оценена в €350 тыс. Не исключено, что это самая дорогая работа на ярмарке. За мраморную книгу «Без слов № 20» Салаховой просят €30 тыс., а за ее живопись - €8 тыс.

Среди участников CI19 — несколько галерей из стран СНГ, в частности грузинская Project ArtBeat, которая привезла живопись Маки Батиашвили (от $500 до $4,5 тыс.), Софо Чхиквадзе ($1,6 тыс.) и работы Анны Эдзгверадзе (Анна К.Е.), в этом году представляющей Грузию на Венецианской биеннале (ее работы в смешанной технике оцениваются в $1,8–3,8 тыс.). Есть и проект из Азербайджана — платформа Ta(r)dino Асли Самадовой, Ольги Селезневой и Лесли Грей. Правда, в ярмарке (!) они участвуют исключительно в некоммерческих целях, видя свою задачу в продвижении азербайджанского молодого искусства, выведении его на международную орбиту. На их стенде можно увидеть произведения Фархада Фарзалиева, Назрин Маммадовой, Самира Салахова и других. 

Вообще география галерей-участниц впечатляет — это Аргентина, Германия, Иран, США, Франция, Чили, Швейцария, Южная Корея и даже Палестинская автономия. Однако большинство, конечно, турецкие галереи, но они не всегда показывают только «свое» искусство. Так, турецко-немецкая галерея Zilberman c площадками в Стамбуле и Берлине представляет работы Манафа Хальбуни, молодого художника сирийского происхождения и восходящей звезды немецкого современного искусства. Он родился в Дамаске в 1984 году, но бежал из страны и сейчас живет в Дрездене. Его творчество носит провокативный характер и чаще всего посвящено антивоенной и политической тематике. На стенде можно увидеть его работы из серии «Карты» — найденные художником на блошиных рынках географические карты, которые он снабжает комментариями и исправлениями. Так появляется альтернативная история Европы: например, управляемая арабами ГДР ($3,8 тыс.).

Одна из самых известных современных турецких художниц Гюльсун Карамустафа (ее работы, затрагивающие проблемы сексуальности, гендерной и этнической принадлежности, есть в британской Тейт и стамбульском музее Arter) представлена местной галереей Sanatorium. Цены очень демократичные — от $6,7 тыс. за обои — коллажи из архивных фотографий до $10 тыс. за скульптуры из керамики.

В 2006 году, когда была основана Contemporary Istanbul, арт-рынок в Турции был строго локальным — турецкие коллекционеры покупали турецкое искусство, и никак иначе. За годы существования она превратилась в международную ярмарку, а местные коллекционеры стали не только покупать искусство по всему миру, но и привозить его в Турцию и открывать частные музеи в Стамбуле. Эту тенденцию отметил Али Гюрели в речи на открытии CI19, подчеркнув, что это только начало и Стамбул продолжит экспансию на мировой арене. О том, что такая политика будет поддержана со стороны государства, сказал и глава муниципалитета Стамбула, недавно избранный мэр города Экрем Имамоглу, который посетил ярмарку в четверг, в первый день ее официальной работы, а не во время закрытого предпоказа. Его визит изрядно затянулся, так как многие посетители и участники хотели с ним сфотографироваться: новый мэр очень популярен и демократичен, к тому же оказался завсегдатаем Contemporary Istanbul и увлеченным коллекционером.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+