18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Страсть Екатерины II к Британии подтверждает выставка в Царском Селе

№76
Материал из газеты

Урожденная саксонская княжна была настоящей англоманкой, хотя в Англии ни разу не бывала

Выставка приурочена к 290-летию со дня рождения Екатерины II, не жалевшей на любимую резиденцию ни времени, ни денег. Поскольку урожденная саксонская княжна была настоящей англоманкой, хотя в Туманном Альбионе ни разу не бывала, показаны английские гравюры из царскосельской коллекции и предметы из знаменитого сервиза с зеленой лягушкой, что хранится в Государственном Эрмитаже. Виды английских городов и поместий — Стоу, Кью, Чизика, Ричмонда, Уилтона, Холл-Барна — дополнены изображением Китайского павильона в Царском Селе. Его исполнил гравер и живописец Павел Учителев, работавший в Москве у князя Матвея Гагарина. Императрица сделала ему предложение, от которого было невозможно отказаться: «Пожалуйте, попросите князя Гагарина, чтобы он отпустил сего художника для снятия у меня в Царском Селе некоторых видов. Сим он сделает мне приятное. Пребываю всегда вам благосклонная Екатерина». В 1792 году Екатерина II, подтверждая правильность своего выбора, распорядилась «пожаловать живописцу Учителеву 500 рублей».

Сервиз с зеленой лягушкой был создан в 1774 году британским керамистом Джозайей Веджвудом, изобразившим 1222 английских пейзажа на 944 предметах. Автор называл сервиз «Русским». Поскольку он предназначался для Чесменского путевого дворца, построенного между Петербургом и Царским Селом, то в России получил имя «Чесменский сервиз». Только в начале ХХ века стало использоваться современное название.

Для фанатов исторической достоверности показаны еще и предметы обстановки по проектам знаменитого шотландского архитектора Чарльза Камерона для комнат Екатерины II и ее сына, великого князя Павла Петровича, а также детская двухместная коляска (Лондон, последняя четверть XVIII века). Уменьшенный в размерах фаэтон, модный в ту пору открытый экипаж, принадлежал внукам Екатерины. Детские повозки, в которые запрягали пони, осликов и даже коз, были очень популярны при европейских дворах.  

Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Английский вкус императрицы
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
7
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+