The Art Newspaper Russia
Поиск

На четверть «Айзелуортской Моны Лизы» предъявлены претензии

Ранняя копия картины Леонардо, выставленная сейчас во Флоренции, вызвала конфликт, связанный с правом собственности

Картина, которая, по утверждению нынешних владельцев, является подлинником Леонардо и представляет собой раннюю версию луврского шедевра, известна искусствоведам под названием «Айзелуортская Мона Лиза» (по городку Айзелуорт, где она некоторое время хранилась) давно. Большинство из них считают ее копией «Моны Лизы», сделанной до того, как колонны, обрамлявшие женскую фигуру по бокам, были обрезаны.

Кто бы ни был автором «Айзелуортской Моны Лизы», благодаря этому уцелевшему раннему варианту иконографии она считается произведением, важным для понимания творчества Леонардо да Винчи. Поэтому в нынешнем году, когда в честь 500-летия со дня смерти художника по всему миру проходят выставки, картину извлекли из сейфа в швейцарском банке, где она хранится с 1975 года, и выставили в палаццо Бастоджи во Флоренции. Выставка всколыхнула старые правовые споры относительно портрета.

Джованни Баттиста Протти, адвокат из Падуи, заявил, что представляет семью, которой принадлежат права на четверть картины. Гражданский суд Флоренции назначил слушание по делу о праве собственности на 9 сентября. Адвокат просит суд и министра культуры Италии Альберто Бонизоли наложить арест на произведение, которое, по его словам, было ввезено в страну и выставлено без согласия его клиентов. Запрос пока что не был удовлетворен, поэтому Протти опасается, что картину вывезут обратно в Швейцарию и тогда итальянский суд будет бессилен.

В 1975 году, когда «Айзелуортская Мона Лиза» попала на хранение в швейцарский сейф, она принадлежала британскому искусствоведу Генри Ф. Пулитцеру, который и сыграл активнейшую роль в ее вводе в культурный оборот. По словам Кима Стейффа, швейцарского исследователя, занимающегося изучением портрета, Пулитцер продал четверть прав на него португальскому производителю фарфора Леланду Гилберту, который также увлекся историей картины. Гилберт собрал сотни документов, относящихся к портрету, и сдал их в библиотеку в Лозанне. После смерти искусствоведа «Мона Лиза» отошла его партнеру Элизабет Мейер, которая, в свою очередь, скончалась в 2008 году. Затем работа была передана международному фонду The Mona Lisa Foundation, базирующемуся в Цюрихе, главной задачей которого является доказать авторство Леонардо да Винчи.

Адвокат Протти говорит, что представляет наследников скончавшегося Леланда Гилберта. По его словам, пока госпожа Мейер была жива, отношения между владельцами картины были идеальными. Однако после ее смерти его клиенты потеряли контроль над работой, нормальные контакты с фондом установить не удалось. Представитель фонда Маркус Фрей отказался комментировать это заявление, сказав, однако, что требования Протти необоснованны и бессмысленны.

Известный эксперт по Леонардо да Винчи Мартин Кемп заявил нам, что атрибутировать «Айзелуортскую Мону Лизу» кисти гения ни в коем случае не стоит. Он уже критиковал книгу Mona Lisa — Leonardo’s Earlier Version, опубликованную фондом в 2012 году, как содержащую «груду зыбких гипотез». Инфракрасный снимок картины, по его словам, подтверждает версию о том, что это копия.

Однако независимо от споров об истинном авторстве работы, которые будут продолжаться еще долго, конфликт относительно прав собственности выглядит сложным юридическим случаем. Адвокат Протти утверждает, что совместно с Крисом Маринелло из лондонского Art Recovery (детективное агентство, специализирующееся на искусстве) он проделал большую работу, чтобы

отследить людей и организации, действующие как представители фонда. Это расследование, в частности, потребовало изучения скандальных банковских «панамских документов» и выявления целой сети офшорных компаний.

Материалы по теме
Просмотры: 7496
Популярные материалы
1
Ретроспектива Татьяны Назаренко открывается в Московском музее современного искусства
Выставка показывает, как со временем меняется художник, безусловный классик российского и советского искусства, и в чем остается верным себе.
20 февраля 2020
2
С наследием Рерихов разберется спецкомиссия во главе с Михаилом Пиотровским
Директора крупнейших российских музеев направили письма президенту с просьбой разобраться в конфликте вокруг филиала Музея Востока — Музея Рерихов.
20 февраля 2020
3
В мемориальной квартире Пушкина нашли уникальный пейзаж
Пейзаж неизвестного художника из Мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 атрибутировали кисти голландского художника Геррита Маса, работы которого являются мировой редкостью.
20 февраля 2020
4
Картины Николая Рериха возвращаются из Сербии
Взамен Россия отдает Сербии лист древнего Мирославова Евангелия.
21 февраля 2020
5
Михаил Суслов: «Сейчас очень хорошее время для коллекционеров и инвесторов»
Антиквар, владелец галереи «Трианон» и онлайн-аукциона «Артлот 24» Михаил Суслов рассказывает о том, как устроен арт-бизнес в России, своих планах открыть галерею в Москве и перспективах рынка русского искусства на родине и за рубежом.
25 февраля 2020
6
Страсть и смерть: любимые надоедливые модели
Биография Константина Сомова подвергается дальнейшему исследованию.
21 февраля 2020
7
Улица Альберта и вокруг: в сердце рижского модерна
Рига — уникальный город, где каждое третье здание построено в стиле модерн. Кварталы причудливых доходных домов начала XX века расположены совсем рядом со средневековым центром города.
21 февраля 2020
8
Археологи прибавили Туле 100 лет
С 21 февраля в Тульском кремле работает выставка археологических находок «Неизвестная Тула».
21 февраля 2020
9
Объявлены лауреаты VIII Премии The Art Newspaper Russia
В Москве при поддержке ювелирной компании Mercury состоялась церемония награждения Премией The Art Newspaper Russia. Представляем лауреатов в интересных цифрах и фактах.
26 февраля 2020
10
Харинг и Баскиа снова вместе
Ретроспектива двух мегазвезд современного искусства проходит в Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
21 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru