The Art Newspaper Russia
Поиск

Все в сад Серебряного века в Царицыне!

Выставка, собравшая около 400 экспонатов из двух десятков музеев и частных коллекций, пробует представить изучаемый «культурный слой» в виде книги, или, скорее, иллюстрированного альбома

Музей давно уже полюбил устраивать сложные тематические выставки, и нынешнюю можно отнести к этой традиции. Хотя, пожалуй, проект ее куратора Бориса Соколова не столь фантасмагоричен, как недавние экспозиционные сочинения Сергея Хачатурова вроде «Призрака-рыЦАРЯ» или «Гипноза пространства», хотя и у «Садов» имеются свои фантазийные разветвления и полумистические акценты.

Идея сада и сама по себе всегда содержала много символических коннотаций. А в художественной культуре начала XX века к ним добавилась еще и тема ностальгии — на фоне предчувствия скорого крушения прежних укладов. Чуть позже возникнут мотивы, настоянные на «историческом оптимизме», и среди главных — образ грядущего города-сада. Проблески этого тренда в виде ранних архитектурных проектов Ивана Фомина и братьев Весниных обнаруживаются в экспозиции и, по сути, ее завершают, давая понять: на пороге другая эпоха.

Выставка, собравшая около 400 экспонатов из двух десятков музеев и частных коллекций, пробует представить изучаемый «культурный слой» в виде книги, или, скорее, иллюстрированного альбома. Такой формат предполагает структурное членение, чтобы визуальный материал не слипался и хаотически не перемешивался. Поэтому в экспозиции есть и жанровые разделы (например, «Сады на сцене», где речь идет об эскизах театральных декораций), и разделы «символические» — как «Сад мечты», аккумулирующий произведения сновидческие или пасторальные (Виктор Борисов-Мусатов, Николай Сапунов). Или взять еще раздел «От сада к пейзажу»: здесь камерная идиллия разрастается до размеров космической аллегории (Константин Богаевский, Наталия Гончарова, Кузьма Петров-Водкин).

На выставке в царицынском Хлебном доме вообще неплохо обстоит дело с узнаваемыми именами — упомянем хотя бы Натана Альтмана, Александра Бенуа, Бориса Кустодиева, Анну Остроумову-Лебедеву, Константина Сомова. А еще в этой своеобразной антологии обособлены некоторые сюжеты, в которых был некогда сосредоточен поэтический нерв времени, будь то история умирания императорского дворца в Ореанде или эпизод с последним всплеском дореволюционной страсти к декоративно-прикладному искусству, связанный с крымской виллой Новый Кучук-Кой.

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
Сады Серебряного века
До 25 августа

Просмотры: 1670
Популярные материалы
1
Иконы и судьбы
В Музее русской иконы 12 октября открывается первая выставка после гибели его основателя Михаила Абрамова, в память о нем. Размышляем, как удары судьбы влияют на частные коллекции икон в России.
11 октября 2019
2
Тридцать номинантов Премии Кандинского во всей красе
Выставка художников, попавших в лонг-лист 12-й Премии Кандинского, открылась в Московском музее современного искусства. Она интересна, хорошо сделана и позволяет понять, за что и почему в лидеры вышли именно эти номинанты.
14 октября 2019
3
Итальянский суд запретил вывозить «Витрувианского человека» Леонардо в Лувр
Постановление также приостановило действие соглашения о музейном обмене между Италией и Францией.
10 октября 2019
4
Музей искусства модернизма в Салониках открывает ретроспективу Любови Поповой
Выставка из коллекции Георгия Костаки станет первой большой ретроспективой художницы за 30 лет
10 октября 2019
5
«Вам, вероятно, будет непросто»: что ждет посетителей МоМА после открытия 21 октября
Нью-йоркский Музей современного искусства завершил реконструкцию стоимостью почти полмиллиарда долларов.
14 октября 2019
6
Наивность — оружие пролетариата
В книге «Примитив в квадрате» Надежда Мусянкова рассказывает, как советская власть искала место для художников-самоучек в общесоюзной культурной иерархии.
11 октября 2019
7
В Париже построят временный Гран-пале на период реконструкции основного
Во временный павильон на Марсовом поле переедут все мероприятия: выставки, модные шоу и ярмарки.
11 октября 2019
8
Маурицио Каттелан: «У меня сложные отношения с искусством, но пока что это самые долгие отношения в моей жизни»
Выставка Маурицио Каттелана, известного своими провокационными работами, открылась в неожиданном месте — в британском дворце Бленхейм, поместье герцогов Мальборо. Еще более неожиданным стало похищение с выставки одной из работ — золотого унитаза.
14 октября 2019
9
Новая Третьяковка приняла «Очень важное сообщение» Нового архива тиражного искусства
В новом проекте НАТИ принимают участие и художники, создававшие архив в золотой век московского концептуализма, во главе с его идейным вдохновителем Андреем Монастырским.
11 октября 2019
10
Как библиотекарю собрать коллекцию?
Сегодняшним коллекционерам скромного достатка остается только мечтать об условиях, в которых собирала свою коллекцию чета Фогелей.
15 октября 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru