18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Карл Великий: завоеватель, покровитель науки и искусств и первый европеец, конечно

В немецком Ахене сразу тремя выставками стартовал год императора Священной Римской империи.

Многие считают Карла Великого (742–814), 1200 лет со дня смерти которого отмечается в этом гому, прародителем современной объединенной Европы. Но не все согласны с этим. Французский медиевист Жак Ле Гофф считал Карла узурпатором, сравнивая его с Наполеоном и даже с Гитлером, а немецкий поэт-романтик Генрих Гейне возвеличивал язычника Видукинда, возглавившего борьбу против насильственной христианизации Карлом Саксонии.

Карл был талантливым военачальником. Из 46 лет своего правления 44 он провел в военных походах, подчинив саксов и баварцев на востоке, ломбардов на севере Италии, потеснив арабов на Пиренейском полуострове, завоевав земли аваров на территории нынешних Венгрии и Австрии. К концу жизни он правил империей, в которую входили современные Франция, страны Бенилюкса, Германия до Эльбы, Швейцария, земли к югу до Балкан и северная часть Апеннинского полуострова. Карл был защитником Папы, обращавшим покоренные им народы в христианство. Этот союз государства и церкви был освящен 25 декабря 800 года, когда папа Лев III в соборе Святого Петра короновал Карла, объявив его римским императором.

Для своей резиденции император выбрал немецкий город Ахен, построив здесь дворец с собором и великолепной восьмигранной капеллой, мраморные колонны для которой привез из Равенны. Вскоре капелла стала крупным центром паломничества к хранившимся там христианским реликвиям, а затем и усыпальницей самого императора. Карл был малообразован, но питал огромное уважение к наукам и искусствам, приглашая в свою резиденцию лучших ученых и художников. Чтобы способствовать распространению знаний среди подданных, указом императора был даже создан стандартный рукописный шрифт (каролингский минускул).

Этот период высочайшего взлета науки и искусств при дворе Карла Великого называют Каролингским возрождением, образцы которого дошли до нас в виде иллюстрированных манускриптов, резьбы по слоновой кости, образцов прикладного искусства.

Это наследие и легло в основу трех выставок в Ахене, объединенных под названием Карл Великий: власть, искусство и богатство. Археологические артефакты и мультимедийные инсталляции выставки Объекты власти в здании ратуши представляют жизнь двора Карла Великого. Искусство эпохи Карла Великого в открытом в 2013 году Центре Карла Великого демонстрирует  резные костяные пластины с оклада знаменитого Лоршского Евангелия (одна из Музея Виктории и Альберта, другая из Музеев Ватикана). И третья выставка — Потерянные сокровища (в ризнице Ахенского собора) — объединяет артефакты и христианские реликвии из императорской коллекции, в том числе и античный саркофаг, в котором Карл был похоронен.
Различные площадки
Карл Великий: власть, искусство и богатство

Ахен
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+