18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучита Уртадо: «Марсель Дюшан делал мне массаж»

В галерее Serpentine открылась выставка Лучиты Уртадо — художницы, ставшей известной в 95 лет

Родившаяся в Венесуэле 98-летняя художница представила почти 100 своих произведений на выставке «Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь», которая открылась в лондонской Serpentine Gallery. Затем выставка отправится в Художественный музей округа Лос-Анджелес и в Музей современного искусства Руфино Тамайо в Мехико (точные даты будут объявлены позже).

Это первая за всю жизнь выставка Уртадо в такой крупной институции. В 2016 году ее работы показывали в лос-анджелесской Park View Gallery, а в 2018-м ряд картин вошел в экспозицию «Сделано в Лос-Анджелесе» в Музее Хаммера. При этом художницу, которая была музой многих известных современников, открыли случайно: работавший с одним из ее мужей, Ли Малликаном, Райан Гуд обратил внимание на инициалы «Л. У.» на некоторых произведениях. Уртадо заинтересовался арт-директор Serpentine Gallery Ханс Ульрих Обрист, благодаря чему и состоялась нынешняя ретроспектива.

Сейчас в Лондоне можно увидеть произведения, созданные с 1940-х годов и до наших дней. В числе представленных серий — как автопортреты 1960-х, когда Уртадо начала писать на холстах “I Am” («Я…»), так и более поздние работы, отражающие ее интерес к экологическому активизму. 

В США Лучита Уртадо переехала с родителями в 1928 году. В юности работала fashion-иллюстратором в Condé Nast в Нью-Йорке. Позднее перебралась в Мехико, а в конце 1940-х вернулась в Америку, на этот раз в город Милл-Вэлли в Калифорнии, где сотрудничала с увлекавшейся мистицизмом группой Dynaton (членами группы также были двое ее мужей — Ли Малликан и Вольфганг Паален).

В беседе с Хансом Ульрихом Обристом, состоявшейся в 2018 году, Уртадо рассказала о своих отношениях и встречах с самыми разными влиятельными художниками. В их числе был мексиканский сюрреалист Руфино Тамайо, знакомство с которым состоялось в 1941 году. «Мы играли во всякие игры. Например, указывали на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивали: „Из каких красок смешать этот цвет?“ или „Как написать вот это?“. Он писал картины у меня на кухне, это было довольно необычно», — рассказала художница. Кроме того, она была музой дадаиста Ман Рэя, который фотографировал ее в Лос-Анджелесе в 1947-м. 

С Марселем Дюшаном она познакомилась в том же году в Нью-Йорке. «Я обожала Марселя. Он был замечательный, — говорит она. — Помню, однажды я собиралась ложиться спать, и тут он неожиданно пришел в дом к Жанне [Рейнал]… Я надела халат и спустилась к нему босиком. Когда я села на диван и вытянула ноги, он подошел, сел рядом со мной и начал делать мне массаж стоп. Было очень приятно. Но потом вокруг этого массажа ходило столько слухов!»


Serpentine Gallery
Лучита Уртадо. Я живу, я умираю, я перерожусь
До 20 октября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+