The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей Академии художеств прокладывает дорогу в самостоятельную жизнь

Сейчас в музее более 183 тыс. экспонатов. Он именуется научно-исследовательским, в его состав входит четыре мемориальных объекта: квартиры Исаака Бродского и Архипа Куинджи, усадьба «Пенаты» Ильи Репина и дом Павла Чистякова в Царском Селе

Возникший одновременно с академией, музей с самого начала стал неотъемлемой частью процесса художественного образования. А в последние годы он вступил в новый период жизни: получил юридическую независимость, разрабатывает концепцию развития и пытается завоевать место в музейном пространстве Петербурга. 

Светское художественное образование в России практически отсутствовало до середины XVIII века. Академия наук и художеств появилась только в царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны благодаря Михаилу Ломоносову и Ивану Шувалову. В 1764 году вступившая на трон Екатерина II даровала «Привилегии и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем». Для академии строится здание на набережной Невы. 

В ИАХ входили учебные классы, библиотека, выставочные залы и музей. О нем особенно хлопотал Иван Шувалов, первый президент академии. Он передал в дар музею и библиотеке свою коллекцию картин, скульптур, античных слепков, книг. Шувалов привлекал к участию в делах академии богатых и знатных людей, среди которых считалось за честь подарить музею какое-либо произведение. Свои коллекции передали занимавшие в разные годы пост президента граф Александр Строганов, археолог и художник Алексей Оленин. В 1860-е годы в музей по завещанию бывшего владельца попало собрание Николая Кушелева-Безбородко — выдающегося коллекционера и библиофила. 

Особенно интенсивно музей пополнялся лучшими учебными рисунками и этюдами, картинами, созданными выпускниками по заданию академии во время поездок по Европе или самостоятельно. Работы Федора Бруни, Карла Брюллова, Антона Лосенко, Ивана Мартоса, Ильи Репина, Генриха Семирадского, Василия Сурикова, Григория Угрюмова, Федора Шубина, Сильвестра Щедрина стали украшением музея. В конце XIX века в его фонды перешли все учебные коллекции из классов.

Сегодня Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств занимает парадные залы на всех трех этажах исторического здания. На первом находится отдел слепков и моделей античных архитектурных памятников, на втором — «Академический музеум», коллекция картин знаменитых мастеров и работы российских авторов, выпускников академии. На третьем этаже экспонируются архитектурные модели и макеты петербургских зданий. 

«Музей и сама академия многие десятилетия были настоящим центром художественной жизни России, — рассказывает Вероника Богдан, заместитель директора музея по научной работе. — Тем более что правила посещения музея были очень демократичными: сюда могли прийти гости любого звания и чина, в любой одежде, единственное условие — в чистой, и служитель музея обязан был провести экскурсию».

К концу XIX века коллекция музея Академии художеств по своей ценности конкурировала с собранием Эрмитажа. Но в 1918 году институцию ликвидировали, музей закрыли, ценнейшее собрание практически полностью разорили (экспонаты передали главным образом в Эрмитаж и Русский музей). 

В середине 1930-х годов воссозданную Всероссийскую академию художеств и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры при ней возглавил ученик Репина Исаак Бродский. Он потребовал от Эрмитажа и ГРМ отдать переданные туда экспонаты. 

Но в родные стены мало что вернулось. Все собрание Кушелева-Безбородко осталось в Эрмитаже, а из богатейшей коллекции Ивана Шувалова в Академии художеств сохранилась лишь одна картина — «Избиение младенцев» Андреа Челести.

Сейчас в музее более 183 тыс. экспонатов. Он именуется научно-исследовательским, в его состав входит четыре мемориальных объекта: квартиры Исаака Бродского и Архипа Куинджи, усадьба «Пенаты» Ильи Репина и дом Павла Чистякова в Царском Селе. С 2015 года музей обладает статусом самостоятельного учреждения, подчиняющегося напрямую Министерству культуры РФ, хотя финансирование до сих пор идет через Министерство науки и высшего образования. 

«У музея пока нет своего облика, он много лет существовал как ведомственное учреждение, — говорит Алексей Мудров, директор музея с 2017 года. — До конца этого года мы решим вопрос с финансированием и утвердим новую концепцию развития. Музей ищет свой, особый путь, и мы видим перспективы». 

Просмотры: 2357
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
Суд оштрафовал немца, который пытался продать выброшенные Герхардом Рихтером эскизы
Власти Германии постановили, что такая попытка реализации произведений одного из самых дорогих художников в мире является незаконной.
25 апреля 2019
3
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
4
Sotheby’s показывает в Москве топ-лоты трех торгов
Аукционный дом привез на трехдневную выставку работы Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Уильяма Тернера и Питера Брейгеля Младшего.
24 апреля 2019
5
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
6
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
7
«Три коллекции» по-петербургски
Большая выставка работ исключительно из частных петербургских коллекций открыта в Русском музее.
24 апреля 2019
8
Похищенная картина Поля Синьяка возвращена Франции украинскими властями
Произведение постимпрессиониста «Порт Ла-Рошель», украденное в 2018 году из музея Нанси группой граждан Украины, вручено французскому послу в Киеве.
24 апреля 2019
9
Арт-уик-энд
Фестиваль «Дни авангарда», приключения голландского архитектора в Сибири в 1920-е годы и концерт современной британской музыки в ГМИИ.
19 апреля 2019
10
Больше чем сравнение и контраст
Взаимовлияние Мантеньи и Беллини можно воспринимать в качестве ключа к пониманию их подлинной роли в искусстве Возрождения.
19 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru