The Art Newspaper Russia
Поиск

На лондонской неделе искусства есть все: от египетских древностей до живописи и рисунка начала ХХ века

The National Gallery, London

The National Gallery, London

К тому же она проводится в кварталах между Sotheby's и Christie's, где много галерей антиквариата, что тоже удобно.

Лондонская неделя искусства (London Art Week, с 4 по 11 июля) посвящена старому искусству и объединяет полсотни галерей и три крупнейших британских аукционных дома. Формат недели придуман весьма остроумно: в отличие от традиционных ярмарок, когда галереи выкупают стенды, ее площадкой стали два смежных лондонских района, Мэйфейр и Сент-Джеймс, где на нескольких улицах исторически сконцентрировалось несколько десятков галерей, торгующих антиквариатом высшей пробы. Так что лондонские галеристы никуда не выезжают, а их французские, испанские и американские коллеги снимают на это время помещения по соседству. Здесь же находятся главные аукционные дома, и вся «ярмарка» помещается, если посмотреть на карту, между штаб-квартирами Sotheby’s и Christie’s. Плюсы такого формата и для продавцов, и для покупателей очевидны: первые не тратятся на аренду стенда и переезд (на крупных ярмарках эта статья расходов отнимает десятки тысяч евро), вторые получают столь ценимую коллекционерами приватность при покупках. У Лондонской недели искусства два раздела — живописный и скульптурно-графический. Изначально Неделя живописи и Неделя рисунка и скульптуры существовали как два разных мероприятия, но с прошлого года объединились. Спектр представленного здесь искусства широк — от античной и  средневековой скульптуры до живописи и рисунка начала ХХ века, и, хотя Лондонская неделя искусства не поражает количеством Брейгелей, как TEFAF, и не ослепляет роскошью, как парижская Биеннале антикваров, практически у каждой галереи находится настоящая жемчужина.

Одновременно Sotheby’s, Christie’s и Bonhams проводят аукционы старых мастеров, одни из самых значимых в сезоне, так что по улицам между пунктами программы в эту неделю без конца курсируют не только коллекционеры, но и директора и кураторы американских и европейских музеев, присматривая объекты для пополнения своих собраний. Так, в прошлом году в один из европейских музеев отправился большой мужской портрет Ван Дейка, выставлявшийся галереей Fergus Hall Master Paintings, авторский вариант которого хранится в Лондонской национальной галерее.

Большинство участников показывают тематические выставки. Rupert Wace Ancient Art устраивает экспозицию скульптуры Древнего мира, в центре которой — небольшая египетская бронзовая фигурка сидящей кошки, датированная VIII–IV веками до н. э. (£140 тыс.). А Sam Fogg выставляет средневековую скульптуру, в том числе совершенную по исполнению (что хорошо заметно в нежных чертах лица, рельефных складках одежд и тонком готическом орнаменте кресла) полуметровую Мадонну с младенцем на троне из известняка, выполненную во Франции около 1380 года (£250 тыс.).

Выставка у Tomasso Brothers Fine Art посвящена Гран-туру — длительным путешествиям по Европе, которые в XVIII столетии, в век Просвещения, были обязательной частью образования аристократа, будь он английским лордом или русским князем. Из поездок привозили не только впечатления, но и предметы искусства для обстановки дворцов. Пример — пара бронзовых скульптур работы итальянца Франческо Ригетти. В свободное от заказов римских пап, императоров и банкиров время Ригетти отливал уменьшенные копии античных статуй, пластики Возрождения и барокко, которые пользовались большим спросом на рынке, особенно у богатых путешественников, интересовавшихся историей искусства.

Но все же главные шедевры представлены в живописном разделе Лондонской недели искусства. Галерея Colnaghi выставляет две створки большого алтаря (высота каждой 2,15 м) с изображением святого Акакия с процессией рыцарей и дворян и святой Урсулы в окружении дев (€3,8 млн за пару). Долгое время их авторство приписывалось Лукасу Кранаху Старшему, и лишь недавно в результате многих исследований они были заново атрибутированы. Теперь их автором считается один из самых талантливых, но незаслуженно забытых последователей Кранаха Симон Франк. Его манера сложилась под влиянием Кранаха и Дюрера, а высокий уровень мастерства позволил сделать блестящую карьеру при дворе кардинала Альбрехта Бранденбургского. Створки не сохранившегося целиком алтаря датируются приблизительно 1521 годом, когда Франк был близок к мастерской Кранаха, и встают в один ряд с музейными шедеврами немецкого Ренессанса.

Галерея Charles Beddington сфокусировалась на венецианской ведуте и художниках круга Бернардо Белотто, племянника и ученика Каналетто. В центре экспозиции — полотно Белотто, правда изображающее не Венецию, а римскую пьяцца дель Пополо, но с тем же настроением карнавала, архитектурной точностью городского пейзажа и пестрыми фигурками, населяющими площадь (£1,2 млн).

У галереи Weiss оказался небольшой, но очень выразительный живописный набросок пожилого мужчины кисти Питера Пауля Рубенса, исполненный в 1615–18 годах (£1,5 млн). Подобные штудии художник выполнял довольно часто, разрабатывая различные типажи.

В Trinity Fine Art обнаружилась камея из яшмы на малахитовом фоне с профилем Екатерины Великой (€30 тыс.). Ее авторство приписывают невестке императрицы Марии Федоровне, которая любила проводить досуг в мастерских, занимаясь резьбой по камню и кости.

Картину Недели искусства дополняют коллекции аукционов. Среди топ-лотов — нежная Сафо и Купидон кисти Фрагонара (эстимейт £800 тыс. — 1,2 млн, Bonhams), Венеция. Лагуна перед площадью Сан-Марко и Дворцом дожей Франческо Гварди (£8–10 млн, Christie’s), редкая работа британского анималиста Джорджа Стаббса Играющие тигры (£4–6 млн, Sotheby’s).

Просмотры: 1772
Популярные материалы
1
Филип Хук: «Сегодня дилеры научены находить слабые места клиентов и давить на них»
Автор бестселлера «Завтрак у Sotheby’s» выпустил новую книгу, посвященную арт-дилерам, — «Галерея аферистов: История искусства и тех, кто его продает».
20 апреля 2018
2
Музей «Ростовский кремль» обнаружил у себя подделки Малевича и Поповой
В фондах музея-заповедника «Ростовский кремль» вместо подлинных работ русского авангарда обнаружены копии произведений Казимира Малевича и Любови Поповой. Руководство музея сочло необходимым сделать этот факт достоянием общественности.
20 апреля 2018
3
ГМИИ им. А.С.Пушкина подарили Роберта Фалька
Коллекция музея пополнилась 7 картинами и 16 графическими работами художника-бубнововалетовца.
18 апреля 2018
4
Леопольд Тун: «Галерист всегда должен быть голодным»
У благотворительного аукциона Off White, пять лет подряд проходящего в рамках Cosmoscow, впервые будет иностранный куратор — 27-летний лондонский галерист Леопольд Тун. Мы узнали у него о новой концепции торгов и о том, почему их перенесли на лето.
18 апреля 2018
5
Шесть тезисов Ильи Кабакова
В Эрмитаже 21 апреля открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Главред TANR Милена Орлова выбрала цитаты художника, виртуозного критика и комментатора собственных работ с ключевыми для его творчества понятиями.
16 апреля 2018
6
Что могут дать миру искусства блокчейн и криптовалюты?
Как блокчейн-технологии внедряются в арт-рынок, показываем на примере новых сервисов, платформ и криптоаукционов.
18 апреля 2018
7
Рем Колхас: «В том, чтобы спрятаться в здании, есть свои плюсы»
Автор концепции реконструкции Новой Третьяковки уверен, что сохранять прошлое не менее важно, чем создавать новое, видит достоинства в архитектуре советского модернизма и хочет их подчеркнуть.
19 апреля 2018
8
Анатолий Зверев: больше жизни, больше искусства!
Единственный в России частный музей, посвященный одному художнику — легендарному шестидесятнику Анатолию Звереву, отмечает третий день своего рождения масштабной выставкой «ЗВЕРЕВ-GALA».
16 апреля 2018
9
Утраченное искусство: фрески Тициана и Джорджоне в Фондако деи Тедески в Венеции
Искусствовед, эксперт по преступлениям в области искусства Ноа Чарни делится тайнами самых вожделенных работ в истории искусства — тех, которые мы больше никогда не увидим.
19 апреля 2018
10
Витебск воскрешает легенду
С началом весны в городе открылся Музей истории Витебского народного художественного училища, расположившийся в том самом здании, где директорствовал Марк Шагал и утверждал идеалы супрематизма Казимир Малевич.
18 апреля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru