18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№72
Материал из газеты

На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других

Известные французские выражения Belle Époque («прекрасная эпоха») и Fin de siècle («конец века») подразумевают один и тот же период истории Европы, но отличаются подтекстом. Первое маркирует ностальгию по благополучной, динамичной, увлекательной «жизни без войны»; второе намекает на кризис рационалистического сознания и разгул декаданса. 

Если придерживаться такой логики, вся рекламная полиграфия рубежа XIX–XX веков должна целиком охватываться понятием «прекрасной эпохи», но на деле это не совсем так. На выставке «Афишемания» в Пушкинском вроде бы торжествует дух радостного и безудержного потребления всего и вся: от зубной пасты до роскошных автомобилей, от бульварных газет до спектаклей с участием великой Сары Бернар. 

Однако привкус сумрачного символизма или экспериментального постимпрессионизма здесь вполне ощутим. За рекламные заказы тогда с охотой брались не просто профессиональные, но еще и творчески самостоятельные художники вроде Анри Тулуз-Лотрека или Поля Гаварни — отсюда и интонации, слегка непривычные для жанра «уличных картин». 

Впрочем, общего ощущения консюмеристского карнавала, которое царит на выставке, эти интонации не отменяют, а лишь добавляют ему стильности. Французы в упомянутую эпоху подобную стильность чрезвычайно ценили, и термин «афишемания», придуманный писателем Октавом Юзанном, вполне отражал неослабевающий ажиотаж вокруг литографированных постеров. А вот в России такая диковинная страсть не слишком прижилась — коллекционеров афиш времен Третьей республики у нас можно было пересчитать по пальцам. Благодаря двоим из них — Павлу Эттингеру и Федору Федорову — впоследствии возник соответствующий раздел в собрании Пушкинского музея. Его и демонстрируют сейчас на выставке, включающей более 130 экспонатов. 

Зрелище не исчерпывающее, но представительное: большинство главных героев в списках фигурируют, в том числе Адольф Вийетт, Альфонс Муха, Теофиль Стейнлен, Жюль Шере, Леон Шубрак и другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+