The Art Newspaper Russia
Поиск

«Несмотря на мои работы, я не ем тех, у кого есть глаза»

У бельгийского художника Вима Дельвуа в Москве открылась выставка «Мимикрия», причем сразу на двух площадках: в Галерее Гари Татинцяна и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Про татуированных свиней, знаменитую «Клоаку» и политику мы поговорили с автором.

Выставка в ГМИИ им. Пушкина — ваша первая музейная выставка в России. Как возникла идея экспозиции, интегрированной в постоянную коллекцию музея?

Мне очень повезло, потому что этот государственный музей никогда не делал подобного до меня. Мне кажется, для музея это в большой мере эксперимент, а для нас это не первый такой опыт, мы делали выставку в Лувре. Лувр — похожая на ГМИИ им. Пушкина институция. Это большая ответственность перед большой аудиторией, поскольку аудитория государственного музея и галереи очевидно разная.

В целом я хотел сделать экспозицию интересной как публике, которая пришла смотреть на современное искусство и вдруг столкнулась с классическим и даже древним искусством, так и людям, которые пришли посмотреть на древнее искусство и случайно столкнулись с моими работами. Мне нравится, что мои объекты растворяются в постоянной экспозиции музея и посетителям нужно ходить и искать их.

Думали ли вы о том, чтобы выставить на этот раз своих свиней?

Я выставлял свиней в Москве в галерее «Риджина» в 2000 году. На следующий год я выставлял их в Манеже. Несколько лет спустя в «Риджине» я снова показывал свиные шкуры, поэтому сейчас, мне кажется, настало время, чтобы показать российской публике и другие мои работы.

Как вы относитесь к тому, что, несмотря на то что вы делаете достаточно провокационные работы, когда вас приглашают на музейные выставки, кураторы выбирают более классические, к примеру готические, произведения.

Я делаю много выставок и не особо беспокоюсь о таких вещах. Это Пушкинский музей, уже большая честь. Безусловно, в последние годы я делал более визуальные работы, менее сложные для понимания, некритические. Но для Пушкинского музея это все равно экспериментальная выставка, они не знают, как работать с живым художником. Это первый подобный опыт для них, и, я надеюсь, они продолжат двигаться в этом направлении, они должны накопить опыт.

Вас не обижает, когда вас называют конформистом?

Нет, не обижает совсем. Я построил музей для «Клоаки» в Кашане, что находится в двух часах езды от Тегерана. Европейцы удивленно спрашивают меня: «Зачем ты поехал в Иран? Ты должен не любить эту страну». А я ее обожаю! Если бы я был конформистом, я бы так не поступил. Хотелось бы мне быть более конформистским художником!

Расскажите про ферму в России. Я знаю, вы сначала построили ферму в Бельгии, потом уехали в Китай, потом в Россию (Вим Дельвуа татуирует свиней на фермах, где потом их выращивает. — ТАNR). Расскажите, что вы тут делали?

Когда я начинал работать со свиньями в 1990-х, я не мог перевозить их из одной страны в другую, поэтому, если меня приглашали на выставки в другие страны, мне приходилось начинать все сначала с местными свиньями. Меня позвали на выставку в Россию, и я построил ферму здесь и татуировал местных свиней. Галерист Владимир Овчаренко («Риджина». — TANR) помогал мне искать тату-мастеров, свиней и ветеринаров.

Что случилось с российскими свиньями в итоге?

Мы сохранили шкуры.

Убили то есть?

Российских свиней зарезали, да. Но моих свиней в Китае я никогда не убью.

Я знаю, вы вегетарианец при этом.

Да, я не ем ничего, что имеет глаза.

Это не первая ваша выставка в России — чего вы ожидаете от аудитории на этот раз? У нас сейчас непростая ситуация в стране — почувствовали ли вы что-то особенное?

Мне кажется, Россия сегодня находится в правильной точке своего исторического развития. Мне очень стыдно, что я приехал из западноевропейской страны. Уже 15 лет, кстати, я стесняюсь быть европейцем.

Если говорить о политике. Крым — часть Украины, он был присоединен к украинской земле чисто по административным причинам; проблемы между Россией и Украиной существуют давно, Украина не платит за газ, у них очень плохое правительство. Но я верю, что Украина и Россия — часть единого целого. Пушкин — украинец!

Я на 100% уверен, что европейское сообщество, вместо того чтобы тратить деньги на помощь людям, тратит их на организацию проблем на Украине. Правительство ворует деньги у налогоплательщиков и потом вместо строительства красивых дорог, школ, университетов, аэропортов дает деньги украинским хулиганам, пока Россия занята Олимпийскими играми. Пока идет Олимпиада, давайте испортим вечеринку! Пока ваша страна была занята Играми, европейцы и американцы поняли: сейчас наш выход. Они создали проблемы и счастливы. Они так счастливы!

И поэтому вам стыдно быть европейцем?

Да! Очень стыдно! Они врут каждый день в медиа: в газетах, на ТВ.

Вы имеете в виду политику Меркель?

Да, конечно, и не только. Обама — худший президент в истории вообще.

Когда я приехал к родителям, встретился с сестрой и рассказал ей, что поеду в Москву, она сказала: «Не делай этого. У русских много проблем. Они не могут быть геями, они несвободные и так далее». Я ответил: «Что с тобой? Поехали со мной в этот раз, я покажу тебе свободных людей».

Это Европа. Она разрушает реальность и конструирует свою. Они лгут. В Бельгии люди несвободны. Если я покурю марихуану перед церковью в Европе и скажу: «Бог — сутенер», люди сочтут меня героем. Но если я буду работать в поте лица, я отправлюсь в тюрьму. Если я не спрошу разрешения делать что-либо, я отправлюсь в тюрьму. Если я помогаю цыганам, даю им землю, я отправлюсь в тюрьму. У европейцев ложное представление о свободе.

Куда вы хотите сбежать из Европы?

В Иран. Я поеду в Иран, чтобы быть свободным, и я не шучу. Я только что купил большую студию там.

БИОГРАФИЯ

Вим Дельвуа родился в 1965 году в Бельгии. Окончил Королевскую академию художеств в Генте. С 1985 года создает провокационные работы, повседневный китч. Самое нашумевшее его произведение — «Клоака» (2009–2010), машина, подражающая действию человеческой пищеварительной системы и превращающая еду в экскременты. Помимо этого, известен экспозицией с живыми татуированными свиньями. Персональные выставки Вима Дельвуа с успехом проходили в Лувре и Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Париж), в Новом музее (Нью-Йорк), в Музее современного искусства (Лион), в Коллекции Пэгги Гуггенхайм (Венеция). Участник Венецианской биеннале (1990) и Documenta 9 (1992).

Материалы по теме
Просмотры: 2550
Популярные материалы
1
Эдвард Мунк: нервный гений или успешный профессионал?
Выставка в Третьяковской галерее представляет все этапы творческого пути норвежского художника, классика европейского модернизма.
15 апреля 2019
2
Елена Гагарина: «Cейчас музеям неинтересно делать просто красивые выставки»
Сегодня Елена Гагарина, возглавляющая Музеи Кремля уже 18 лет, отмечает юбилей. Она рассказала нам, что с переездом в здание Средних торговых рядов на Красной площади наконец сможет осуществить давно задуманные проекты.
17 апреля 2019
3
Во Флоренцию и Милан по следам Леонардо
К 500-летней годовщине смерти Леонардо да Винчи на его родине пройдет большая выставочная программа, рассказывающая не только о мастере, но и о его предшественниках и последователях.
15 апреля 2019
4
Видеоарт о коллективном бессознательном
Международный фестиваль видеоарта «Сейчас&Потом» изменил формат: теперь сам конкурс будет проводиться раз в два года, а в промежутке будут показывать новые работы участников прошлых лет.
17 апреля 2019
5
В Манеже Малого Эрмитажа оживут боги, люди и герои Помпей
Масштабный проект Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей включает в себя более 200 шедевров античного искусства, в том числе из «помпеянского» собрания музея.
17 апреля 2019
6
Пожар в Нотр-Дам-де-Пари как повод к единению
Еще не было до конца потушено пламя в соборе Нотр-Дам-де-Пари, как начался сбор средств на восстановление одного из символов Парижа и мировой культуры. Пожертвования уже исчисляются сотнями миллионов евро.
16 апреля 2019
7
Нужен ли Tinder для коллекционеров?
Галеристы, арт-дилеры и кураторы коллекций сходятся во мнении, что успешные продажи на арт-рынке теперь напрямую зависят от того, насколько учитываются мнение и вкусы широкой публики.
15 апреля 2019
8
Российская ярмарка антиквариата и современного искусства открывается в Манеже
Второй выпуск RA&AF — это гибрид Российского антикварного салона и ярмарки «Арт Москва».
16 апреля 2019
9
Картины Рогинского поделили не в пользу его вдовы
Хамовнический районный суд Москвы удовлетворил требования стороны истцов по делу о разделе наследия художника Михаила Рогинского.
17 апреля 2019
10
Спасенные реликвии из собора Парижской Богоматери отправят в Лувр
В числе спасенных артефактов — терновый венец Христа и туника Людовика Святого. Как только появится возможность, уцелевшие картины снимут со стен собора для реставрации.
17 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru