The Art Newspaper Russia
Поиск

Галеристы, художники и коллекционеры сложились в Cube

Новое галерейное объединение показывает и продает современное искусство в здании отеля в самом центре Москвы. Как и зачем — рассказали его основательницы

В Москве в здании отеля Ritz-Carlton, Moscow в тестовом режиме заработало новое арт-пространство Cube, главной задачей которого его создатели называют демонстрацию, продажу и популяризацию современного искусства в России и за ее пределами. Концепция Cube заключается в соединении в одном помещении площадью 1,3 тыс. кв. м на минус втором этаже мини-экспозиций нескольких галерей, где можно приобрести произведения искусства, выставочного пространства для некоммерческих проектов и сопутствующей образовательной программы. Создатели Cube Елена Белоногова и Надежда Зиновская — выпускницы образовательной программы «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» московской бизнес-школы RMA. Патроном проекта стал известный швейцарский медиамагнат и коллекционер китайского искусства Ули Сигг, чей вклад в стремительное развитие арт-рынка Китая трудно переоценить. На этот раз в сферу его интересов попал и российский рынок современного искусства. Советник Cube по международному арт-рынку Денис Белькевич отвечает за подготовку первого международного саммита коллекционеров в Москве Cube. Collectors, который пройдет 23 апреля. Конференция приурочена к гала-открытию Cube 24 апреля.

Уже сейчас можно ознакомиться с первыми экспозициями галерей и некоммерческой выставкой Sans (t)rêve et sans merci, куратором которой выступил Иван Новиков. Галерейный кластер функционирует в режиме постоянно действующей ярмарки. Каждый из участников получил в свое распоряжение стенд, экспозиция на котором будет время от времени меняться. Резидентов пока десять: девять галерей современного искусства и магазин арт-подарков и тиражной графики Cubed. Àmbit Galeria d’Art из Барселоны представляет работы современных испанских художников, а также произведения Оксаны Мась. Живописные работы Ильи Кукушкина можно увидеть на стенде Azot by Osnova Gallery. Молодая и амбициозная галерея Сергея Гущина Fragment показывает видеоинсталляцию Саши Пироговой «Сад», премьера которой состоялась на 57-й Венецианской биеннале. Сергей Гридчин открыл представительство своей загородной галереи GridchinHall проектом «Селоxury rules. Опыт роскошной жизни на селе». Новичок на арт-рынке MIZK Gallery открылась выставкой Андрея Андреева «Жвачка», подготовленной куратором Юлией Грачиковой. Созданная в Бельгии в 2012 году NK Gallery Надежды Котовой-Массэн показывает работы бельгийского художника Дидье Майе «По ту сторону зеркала». P+A Gallery, результат сотрудничества двух арт-дилеров, Елены Паршиной и Надежды Аванесовой, представила живопись Олега Хвостова и скульптуру Дениса Прасолова. Syntax Gallery Эльвиры Тарноградской открылась проектом «Венеры в мехах» арт-дуэта художников Олега Елисеева и Евгения Куковерова «ЕлиКука». Kultproekt Gallery представляет инсталляцию Кирилла Rave «Сломанная комната. Слияние». Галерея тиражного искусства и магазин арт-подарков Cubed Елены Крыловой подготовила экспозицию Art is Sex, Sex is Art — принты и каллиграфию российского дизайнера и художника Андрея Логвина.

Основатели проекта Надежда Зиновская и Елена Белоногова рассказали о концепции Cube, новой бизнес-модели и своих дальнейших планах.

Арт-кластер, где постоянно представлено несколько галерей в одном пространстве, — новая форма для российского арт-рынка. В чем экономическая привлекательность такой модели?

Елена Белоногова: Идея, лежащая в основе проекта, — cost sharing (англ. «совместное покрытие расходов»): оптимизация затрат и, соответственно, снижение рисков и для нас, создателей Cube, и для его резидентов. Такая модель позволяет не только снижать затраты, но и объединять усилия и ресурсы — финансовые, рекламные и другие. Условно говоря, затраты на аренду и обслуживание пространства делятся между участниками проекта — галереями, которые здесь представлены. В свою очередь, галереи получают консолидированную пиар-поддержку, рекламу, а также обширную выставочную и образовательную программу, которая привлекает сюда публику и, соответственно, потенциальных клиентов. На данном этапе финансовое участие галерей ограничивается тем, что мы делим с ними стоимость аренды. Все, что касается пиара, обслуживания, финансирования выставочных проектов, — на нас. Однако, если бы мы не объединились, у нас не было бы возможности организовать площадку в самом центре Москвы.

Я правильно понимаю, что у вас есть еще одно направление деятельности — совместное участие в зарубежных ярмарках?

Елена Белоногова: Да, в декабре прошлого года мы в составе нескольких галерей в рамках именно этой концепции разделения затрат ездили в Майами на ярмарку — спутник Art Basel, Miami Beach Scope. Участники Cube, галеристы, объединяются и берут стенд на международной ярмарке в складчину. Соответственно, каждый представляет на ней какие-то работы, то есть таким образом решается вечная проблема наших галеристов, когда очень дорогое участие в международных ярмарках блокирует выход русского искусства на мировой рынок. Безусловно, были нюансы, есть над чем работать, но в целом это опыт положительный и с финансовой точки зрения, и с точки зрения синергии, общения. Ярмарка — это всегда очень большие энергетические затраты. Но здесь мы получили поддержку друг от друга, давали друг другу отдыхать, помогали продавать, не было такого, чтобы кто-то перетягивал какого-то коллекционера к себе. Кроме того, когда мы едем большим составом, всегда проще разговаривать с ярмарками, они к этому открыты, дают нам специальные условия участия. Еще скажу, что у нас был один из лучших стендов. Отмечали это все, особенно европейцы.

Вы играете какую-то роль в процессе отбора произведений или галереи сами определяют, что повесить на стенде?

Елена Белоногова: Никак не влияем ни на выбор произведений, ни на ценовую политику галерей, они свободные игроки. Для нас важно, чтобы были представлены галереи разного уровня, самое разнообразное искусство — и российское, и западное, — и, соответственно, диапазон цен был максимально широким. Когда я говорю «разный уровень», я имею в виду, что у нас представлены и совсем молодые галереи, и уже состоявшиеся, с большим опытом. Искусство у нас все прекрасное, очень высокого уровня, и мы этим гордимся. Молодые галереи, которые работают с начинающими или молодыми художниками, — на них ложится самая большая нагрузка. Но в таком формате намного легче привлечь к себе внимание, создать большее количество информационных поводов. Сделать интересное место сообща гораздо проще, нежели каждому по отдельности.

Какую роль в вашем проекте играет Ули Сигг?

Елена Белоногова: Мы с ним советуемся по всем вопросам, какие только у нас возникают, и он активно делится с нами своим обширным опытом. С ним мы начали сотрудничать еще на том этапе, когда только возникла идея Cube, и обращаемся к нему постоянно.

Я правильно понимаю, что финансовые затраты целиком лежат на ваших с Надеждой Зиновской плечах?

Елена Белоногова: У нас частные инвесторы, они не хотят быть публичными. Ули Сигг финансового отношения к площадке не имеет никакого. Однако он покупает искусство, мы вместе будем создавать фонд современного искусства Cube. Надеемся, он также сможет принять участие в саммите коллекционеров, который пройдет в апреле в рамках большого открытия нашей платформы.

Я внутренне для себя делю этот проект на две части: у него есть тело, и есть душа. Вот Ули Сигг — там, где душа.

Каковы выставочные планы Cube? Будет ли свой куратор у некоммерческой программы?

Надежда Зиновская: На сегодняшний день у нас расписан практически весь год — все галереи сделают по выставке на этой площадке. Пространство достаточно большое, поэтому в некоторых случаях галереи будут объединяться и готовить выставку вместе. Также будут независимые и некоммерческие выставочные проекты. Безусловно, все экспозиции будут предварительно оцениваться экспертным советом — его состав мы анонсируем уже в марте. Но мы приняли решение пока не ограничивать себя сотрудничеством с одним куратором, а поработать с несколькими известными и уже состоявшимися профессионалами. Я всегда любила Ваню Новикова и его проекты, мне нравится то, что он делает, и, честно говоря, мы очень хотели с ним поработать. И следующие несколько выставок у нас тоже будут с кураторами, которые действительно делают очень хорошие проекты. Мы дали им другие условия, другую площадку и возможность показать что-то интересное. Поэтому в нынешнем году каждая выставка будет сюрпризом.

Расскажите об образовательной программе Cube.

Надежда Зиновская: Она рассчитана на художников, кураторов и критиков, и ее хотелось бы сделать не просто как курсы для художников и кураторов. Это, скорее, история про то, как все сразу интегрировать в рабочий процесс. Мне было очень важно, чтобы мы сделали что-то новое, не повторяя программ, которые уже существуют. Подробности мы раскроем в рамках открытия Cube в апреле.

Материалы по теме
Просмотры: 4958
Популярные материалы
1
Рейтинг музеев – 2019: как российские музеи борются за посещаемость
Кроме статистики посещаемости за 2018 год, мы получили от столичных и региональных музеев информацию об их методах борьбы за ее увеличение.
14 мая 2019
2
10 работ на биеннале в Венеции, от которых невозможно отвести взгляд
Туман, шелковое сердце и войлочная башня, кровавая метла и гибельная лодка — на Венецианской биеннале каждый зритель найдет произведение, у которого задержаться.
14 мая 2019
3
Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше
Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны.
15 мая 2019
4
Как провести «Ночь в музее»
Мы выбрали несколько любопытных мероприятий, которые можно посетить в Москве в ночь с 18 на 19 мая — если вам захочется окунуться в общероссийское музейное безумие.
16 мая 2019
5
Венецианская биеннале — заложница своей популярности
Очереди, цейтнот, ценность белых стен и немножко цирка: некоторые впечатления от 58-й Венецианской биеннале.
14 мая 2019
6
Джефф Кунс снова стал самым дорогим современным художником
Скульптура из нержавеющей стали «Кролик» была продана на аукционе Christie’s за $91 млн, благодаря чему Джефф Кунс получил статус самого дорогого ныне живущего художника.
16 мая 2019
7
Картину Кузьмы Петрова-Водкина на три дня привезли в Москву
После этого «Натюрморт с сиренью» будет продан на аукционе русского искусства Christie’s в Лондоне 3 июня.
15 мая 2019
8
Рейтинг музеев – 2019: мода как формула успеха
Метрополитен-музей возглавил выставочный рейтинг по итогам 2018 года, смешав религию и высокую моду, а Бейонсе, Джей Зи и Делакруа помогли сделать Лувр самым популярным музеем мира.
15 мая 2019
9
Первая ярмарка DA!MOSCOW открылась в Гостином Дворе в Москве
В рамках DA!MOSCOW пройдут перформансы, арт-баттлы, круглые столы и дискуссии. При этом купить можно абсолютно все произведения, стоимость которых колеблется от 2 тыс. рублей до шестизначных сумм за работы из «Золотого фонда».
17 мая 2019
10
Кураторство на свежую голову
Куратор — это профессия или выставку может сочинить любой человек с идеей? Что нового приносят в музейное пространство литераторы, режиссеры и художественные критики?
14 мая 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru