18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторов наконец слили

№70
Материал из газеты

Новый реставрационный холдинг создадут на базе Центра Грабаря и ГосНИИР. Объединение двух организаций обсуждалось несколько лет, и казалось, что оно уже не произойдет

В конце 2018 года стало известно, что Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) объединят в реставрационный холдинг. Он будет создан на базе Центра Грабаря, а его гендиректор Дмитрий Сергеев возглавит новую структуру.

В Министерстве культуры объединение называют давно назревшим решением, которое поможет оптимизировать работу обеих организаций. «Подобная административная реформа вполне оправданна, так как в разных пропорциях, с разными специализациями, но обе организации заняты, по сути, одним и тем же делом — реставрацией и наукой. Стоит отметить, что сотрудники ГосНИИРа принимают непосредственное участие в работах Центра Грабаря и наоборот. Уверены, что взаимодействие научных сотрудников старейшей школы и ведущих специалистов-практиков Центра Грабаря позволит создать крупнейший современный реставрационный холдинг мирового уровня», — рассказали TANR в пресс-службе ведомства.

Фактически будет существовать производство в лице Центра Грабаря и структурное подразделение, научно-исследовательский институт — ГосНИИР. Институт будет получать заказы от производителя и в соответствии с этим выстраивать свою исследовательскую деятельность.

Директор Государственного исторического музея, многолетнего партнера обеих организаций, Алексей Левыкин также считает создание нового холдинга давно назревшим шагом, который, «скорее всего, поддержит все профессиональное сообщество». «Объединение двух лучших российских институций в области реставрации — правильное решение, но многое будет зависеть от того, насколько прозрачной и открытой будет их дальнейшая работа. Важно, чтобы в новой структуре прислушивались к мнению профессионалов: музейщиков, историков, реставраторов. А самая главная задача — не растерять сотрудников и сохранить накопленные компетенции», — считает Левыкин. 

Вопрос объединения Центра Грабаря и ГосНИИР обсуждался в Минкульте с конца 1990-х годов, поскольку обе организации осуществляют деятельность, направленную на решение общей задачи: сохранение предметов культурного наследия, развитие отечественной школы научной реставрации. В министерстве рассчитывают, что холдинг сможет создать научную базу, способную обеспечить разработку новых методик и принципов реставрации, и подготовить профессиональные кадры. 
Однако объединение двух реставрационных учреждений с разными школами и традициями одобряют не все. «Слияние научных и исследовательских институций в крупные государственные холдинги — опасная тенденция, — считает историк архитектуры, профессор МАРХИ Наталья Душкина. — Судя по предыдущему опыту объединения Российского института культурологии (РИК) и НИИ культурного и природного наследия им. Дмитрия Лихачева, ничего хорошего из этого не получается. Для чиновников такого рода оптимизация — лишь способ сэкономить деньги, причем там, где их экономить не надо, а для профессионального сообщества — огромная проблема, потому что в результате таких слияний неизбежно происходят сокращения, унификация, введение неких единых стандартов. А это, в свою очередь, ведет к потере уникальных практик и компетенций. Например, многие сотрудники НИИ культурного и природного наследия после объединения с РИК фактически оказались выброшенными из профессии. Может произойти что-то подобное и сейчас». В Минкульте обещают обойтись без сокращений, но детали объединения пока не комментируют. 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+