18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Я в художники пойду, пусть меня научат…

Однако художественная школа — удовольствие нынче не из дешевых: в год студенты платят до $250 тыс. — больше, чем в престижных вузах Лиги плюща. По оценке Бюро трудовой статистики США, средний годовой доход у художников порядка $45 тыс. в год, это никак не оправдывает столь высокую плату за обучение.

Получить художественное образова ние в Америке стало дороже, чем учиться в престижнейших колледжах Лиги плюща, — и обществен ность заволновалась, требуя реформ. По данным Министерства образования США, программа бакалавриата ис кусств в частном университете может обойтись в сумму до $250 тыс. Пять из десяти самых дорогих вузов в США, учитывая размер средней стипендии и грантовой поддержки, — это университеты и колледжи, где учат будущих художников.

Многие опасаются, что из-за непомерных расходов на образование будут отсеивать ся все, кроме детей миллионеров, что может привести к коммерциализации искусства и его ориентации преимущественно на арт-рынок. «Учеба в престижном колледже становится все более недосягаемой для всех, кроме привилегированного класса», — говорит Энн Пастернак, президент и художественный руководитель некоммерческой организации Creative Time. «И это ужасно, потому что противоречит принципам нашей демократии, нашего общества и нашей культуры», — считает она. «Мы стали заложниками системы жесткой экономии, приватизации и неолиберализма, которая терпит крах. Крах для 99% населения — но не для элиты», — считает художник Сэм Дюран, преподаватель Калифорнийского института искусств (CalArts).

По мнению основателя AEA Consulting Адриана Эллиса, результат нынешней системы — то, что «студенты и их семьи обременены огромными долгами, у них просто не остается иного выбора. Так «выдавливается» средний класс, чьи дети обычно не получают стипендии для малоимущих; сводится на нет социальная мобильность, которую дает высшее образование».

Стоимость обучения в художественном колледже может повлиять на творческий стиль и манеру выпускников, «учитывая то, как дорого получить вожделенный диплом», полагает управляющий Winkleman Gallery из Нью-Йорка Эдвард Уинклмен. Удивительно, что предыдущее поколение о таких проблемах и не догадывалось. Художник и куратор Роберт Сторр, декан факультета искусств Йельского университета, рассказал, что учился в Чикагском институте искусств в 1970-х, «получая несколько тысяч долларов в год от родных и подрабатывая на двух работах».

«Выпускался я «в никуда» — особых перспектив тогда не было, но и долгов тоже не было. Думаю, именно так и должно быть в нашей области», — говорит он.

Хотя среди служителей искусства есть отдельные представители, чьи гонорары измеряются миллионами долларов, однако, по оценке Бюро трудовой статистики США, средний годовой доход дизайнеров и художников в 2012 году составил $44,4 тыс., причем в течение следующих восьми лет он вырастет всего на 3%.

Сторр комментирует: «Хватит уже обсуждать только звезд, которые бьют рекорды на аукционах, — обратите внимание на жизнь, точнее, выживание, на которое обречены настоящие жрецы искусства, не гоняющиеся за деньгами или хвалебными отзывами критиков и прессы».

Четырехгодичная программа бакалавриата в Школе искусств и дизайна Род-Айленда обойдется в сумму около $253 тыс., включая расходы на обучение и проживание. Студенты Школы Института искусств Чикаго должны выложить примерно $205 тыс., Художественного института Сан-Франциско — $157 тыс. (это только за обучение).

Университеты Лиги плюща, конечно, тоже «собирают дань» со своих студентов, но в то же время выдают больше грантов. К примеру, Гарвардский университет поддерживает около 65% учащихся средней стипендией в размере $46 тыс. в год. Эти вузы могут позволить себе быть щедрыми: так,  финансирование Гарварда в 2012 году составило $30,7 млрд, что, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем, сколько получают художественные колледжи. К примеру, CalArts в том же году было выделено всего $113 млн. Хотя, вероятно, причина не в объемах государственной или частной поддержки, ведь даже самые богатые художественные школы не торопятся раздавать студентам гранты. Несмотря на выделенные государством и спонсорами $650 млн, частный нью-йоркский колледж Cooper Union осенью этого года будет собирать со студентов по $20 тыс. в год, то есть через 155 лет после своего открытия станет платным.

Кто виноват?

Стоимость обучения в университетах США с начала 1980-х годов растет на 2–3% быстрее, чем уровень инфляции, объясняет Ричард Веддер, руководитель вашингтон ского Центра доступности и продуктивности колледжей. При этом размеры государственного финансирования за последние 25–30 лет остались прежними. Рост цен неизбежен, администрация вузов твердит: художественные школы им тоже очень дорого обходятся. «Парадокс заключается в том, что они при этом еще и неэффективны, — говорит Ларри Томпсон, президент Колледжа искусств и дизайна Ринглинга, что во флоридском городе Сарасота. — Нельзя, впихнув 200 студентов в аудиторию, научить их искусству». В Колледже Ринглинга на 12 студентов приходится один преподаватель, а в CalArts примерно семь учащихся на одного преподавателя. Лекции и семинары по художественной критике также обычно длятся дольше, чем стандартные университетские занятия, объясняет Фред Фелау, проректор Колледжа дизайна «Арт-центр» в Пасадене. Еще одна статья расходов — оборудование. Стивен Лавин, президент CalArts, говорит: «Ставки все выше» — и поясняет: «Университет должен обладать если не самыми современными технологиями, то близкими к ним, чтобы переход от учебы к практике прошел для студентов легче». Для этих целей CalArts строит анимационную лабораторию, которая обойдется в $500 тыс.; деньги удалось собрать благодаря спонсорам и инвесторам, без привлечения учащихся. Но, признается Лавин, «это скорее исключение, чем правило». «Есть мнение, что эта модель неустойчива, потому что рентабельность инвестиций невероятно низка, учитывая процент трудоустройства выпускников, — говорит Адриан Эллис. — Расходы на колледж непосредственно связаны с рыночными требованиями. Они имеют лишь косвенное отношение к реальной стоимости предоставляемых услуг. Куда же уходят деньги? На стипендии и гранты — отлично; на недвижимость, цены на которую непомерно раздуты, — плохо; и на целевое финансирование в обход государственных инвестиционных фондов — это уж совсем ни в какие ворота».

Что делать?

Надо признать, что художественные вузы, собирая мзду со студентов, в рамках своих программ предлагают консультации по профессиональной ориентации и другим вопросам, от заполнения налоговых деклараций до управления капиталом и предпринимательского дела. «Мы понимаем, что перед нашими студентами открывается множество возможностей, и стараемся подготовить их к этому», — говорит Дебора Обалил, исполнительный директор Ассоциации независимых колледжей искусств и дизайна. Это привело к «заметному росту профессионализма молодых талантов в мире искусства; в то же время художников, способных рисковать или хотя бы знающих это слово, стало значительно меньше», считает арт-консультант Аллан Шварцман. И если авторы прежде всего ориентируются на требования рынка, а не на творчество, они скорее будут создавать «дорогостоящие предметы декора для вилл и особняков вместо искусства», уверен Эдвард Уинклмен. Один из возможных выходов из сложившейся ситуации — попытаться переориентировать благотворителей с музейных проектов на образовательные. По мнению Роберта Сторра, «в идеале, мы могли бы финансировать все расходы на обучение, как это делается в Йельской школе музыки — благодаря одному щедрому меценату и его жене». Пожертвования помогают компенсировать затраты на колледж, и «так студенты не влезут в огромные долги, и, соответственно, их не подталкивают быть конъюнктурщиками». Однако и художники могут сыграть свою роль — способствуя появлению аль- тернативных художественных школ вроде той, которой управляет нью-йоркский фонд Bruce High Quality. «Художники всегда были необходимы обществу», — считает Сэм Дюран, который охарактеризовал проблему роста цен на образование в сфере искусства как «требующую скорого решения». «Как выясняется, чтобы стать художником, не обязательно иметь диплом бакалавра искусств; лучшие работы рождаются в бедности и лишениях... Баскиа не мог позволить себе купить даже холст, но его творчество в результате стало только интереснее».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+