The Art Newspaper Russia
Поиск

Салон Георга IV снова блещет

Зал Королевского павильона в Брайтоне теперь выглядит так же, как при первом хозяине

Впервые посетив этот павильон в 1837 году, королева Виктория отозвалась о нем так: «Странная, эксцентрич­ная китайщина снаружи и изнутри». Спустя 13 лет она продала роскошную приморскую резиденцию Георга IV, украшенную минаретами и куполами в индийском стиле, городским властям Брайтона за £53 тыс., предварительно вывезя оттуда содержимое. Из дома, который был набит до отказа самыми дорогими и экстравагантными предметами интерьера, как говорит куратор Королевского павильона Александра Лоске, «она забрала все — от мебели до элементов декора». 

Теперь, почти через 170 лет после того, как роскошные интерьеры павильона вывезли и использовали в разных дворцах, в том числе в Букингемском, который как раз тогда перестраивался, салону вернули облик, в каком он предстал бы перед нами в 1823 году. «Если бы нам посчастливилось получить приглашение», — уточняет Лоске. Восстановленная декоративная схема авторства Роберта Джонса была последним из нескольких вариантов декора парадного зала. После постройки павильона в 1787 году интерьеры несколько раз переделывали в соответствии с менявшимися вкусами Георга — от первоначального убранства в стиле неоклассицизм до яркого шинуазри от Джона и Фредерика Крейсов. Но в 1823-м, уже после коронации, Георг решил, что салон нуждается в новой перестройке — под стать его новому титулу.

Джонс предложил смелую и экзотичную декоративную схему, в которой китайские и индийские элементы сочетались с французской мебелью. Блеск излучали не только серебряные предметы, но и посеребренные стены, на восстановление которых ушло около двух лет кропотливой работы.

Реставраторы Анна Соуден и Норман Стивенс смогли вернуть стенам первоначальный вид — только на сей раз они использовали сусальную платину вместо серебра. Чтобы ритм узоров нигде не нарушался, применили рулоны бумаги для кассовых аппаратов. После нанесения платины узоры оттенили для придания им двухмерного эффекта. Помимо восстановленных растительных мотивов, комнату теперь украшают копии оригинальных шелковых настенных панелей, а также новый ковер, созданный на основе элементов с акватинты Джона Нэша 1822 года.

«Павильон буквально ошарашивает вас, — рассказывает Лоске. — Это не скромный охотничий домик — это место для приемов и концертов, способное на некоторое время перенести вас в совершенно другой мир. Георг перестал ездить в Брайтон в 1827-м, а через три года умер. Декоративная схема 1823 года — последняя вспышка великолепия в истории павильона. Мы восстановили ее в том виде, в каком, как нам кажется, ее хотел бы видеть Георг». 

«Но, если бы он прожил дольше, возможно, снова переделал бы салон», — добавляет Александра Лоске со смехом. 

Просмотры: 1238
Популярные материалы
1
Елена Саватеева: «Когда-нибудь все шедевры старых мастеров погибнут, останется только восковая живопись»
Ведущий специалист сектора химико-биологических исследований Русского музея рассказала о том, как остановить окисление масляной живописи и как микрохимию используют реставраторы и изготовители подделок.
18 марта 2019
2
Выставки коллекций Щукина и Морозова в ГМИИ и Эрмитаже будут уникальными
На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий.
21 марта 2019
3
Социалистический сюрреализм Комара и Меламида
Первая большая ретроспектива легендарных авторов соц-арта открылась в Московском музее современного искусства.
21 марта 2019
4
Сергей Бурмистров: «Интересно, сколько предложит покупатель без подсказок со стороны аукциона»
Глава аукционного дома «Литфонд», известного продажами работ Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и паспорта Виктора Цоя, рассказал нам, почему он решил выставить на торги произведения художников, чьи имена незнакомы коллекционерам и публике.
20 марта 2019
5
Анатолий Зверев, Марк Шагал и Вадим Космачев в гоголевской тройке
В Музее AZ на выставке «Птица-тройка и ее пассажиры» покажут графику и скульптуру художников на тему «Мертвых душ».
18 марта 2019
6
Археологический музей Геркуланума наконец открыт
По популярности у туристов Геркуланум уступает соседним Помпеям, но археологическая ценность здешних раскопок не менее велика.
20 марта 2019
7
Европейская ярмарка исследовала китайский рынок
Исследование о прошлом, настоящем и будущем китайского арт-рынка опубликовано в рамках международной ярмарки искусства TEFAF, которая проходит в Нидерландах.
19 марта 2019
8
Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина
На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других.
20 марта 2019
9
Искусство и утопия Страны Советов уехали в Париж
Выставка «Красный» открылась в Гран-пале.
20 марта 2019
10
Елизавета Лихачева: «Музей — идеальное место для дискуссий»
Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева был создан 55 лет назад, а 85 лет назад учрежден музей Академии архитектуры СССР, вошедший в его состав. Директор институции рассказала, почему не было юбилейных торжеств и о проблемах музея.
22 марта 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru