18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Из-за роста цен на недвижимость из Берлина бегут художники

№68
Материал из газеты

Уже не бедный, но и не сексуальный: Берлин может утратить творческую атмосферу

Художнице Эльке Купфер, создающей крупноформатные коллажи из пластиковых пакетов, пришлось съехать из своей студии в берлинском районе Кройцберг в 2015 году. Здание бывшей мыловаренной фабрики на улице Эркеленцдамм, перестроенное под мастерские художников, приобрела шведская девелоперская компания Akelius для своей штаб-квартиры в Берлине. Купфер целый год искала новую студию, но нашла только меньше и дороже.

Случай Купфер не единственный. С 1990-х годов Берлин был центром притяжения для художников, их привлекали подъемная аренда, огромные пустующие здания, яркая субкультура и дружелюбная, либеральная атмосфера столицы. Город считается вторым по значимости мировым центром арт-индустрии после Нью-Йорка. Олафур Элиассон, Ай Вэйвэй и Алиция Кваде давно обзавелись здесь мастерскими.

Однако в последние десять лет Берлин охватил бум на недвижимость, спровоцировавший рост цен на квадратные метры в геометрической прогрессии. Для художников — а их в городе насчитывается около 8 тыс., — ситуация стала катастрофической. Недавний опрос Института стратегического развития показал, что из 1,7 тыс. опрошенных художников только один из десяти может прожить на заработок от искусства и каждый пятый платит за аренду студии на 50–100% больше, чем в 2010 году.

Джентрификация, то есть процесс превращения прежде непрестижных районов в фешенебельные, меняет именно то, что притягивало в Берлин художников: ненавязчивое обаяние обветшалых зданий и особый шарм столицы. В 2003 году тогдашний мэр Берлина Клаус Воверайт охарактеризовал город как «бедный, но сексуальный». Теперь население здесь увеличивается на 40 тыс. в год, и рынок недвижимости с таким ростом не справляется. Нынешний мэр Михаэль Мюллер даже подумывает ввести запрет на покупку недвижимости иностранцами. «Мы уже не такие бедные, но все еще сексуальные», — заявил он в недавнем интервью.

Процесс джентрификации в Берлине идет тем же путем, что и в Лондоне и Нью-Йорке. «В районе селятся художники, — поясняет Купфер, — потом растут цены на жилье и студии. Затем художников выселяют, и получается, что люди переехали к творческой богеме, а ее уже нет».

Сенат Берлина выдает субсидии на аренду студий представителям всех творческих профессий на сумму около €7,3 млн в год и инвестирует еще €7 млн в приобретение, переделку и реновацию под художественные мастерские подходящих помещений. Профессиональная ассоциация визуальных художников Берлина обеспечивает их студиями, которые можно арендовать по цене €4 за 1 кв. м, что значительно ниже рыночных ставок. На выбор по субсидии предлагается около 900 студий, но в среднесрочной перспективе их потребуется еще 4 тыс. На каждое предложение сейчас подают заявки около 10 претендентов, а в престижных районах, например в Кройцберге, их может быть до 90.

Сенатор Берлина по вопросам культуры Клаус Ледерер объявил создание новых арт-резиденций одним из своих приоритетов. Борис Йоэнс, композитор и художник, основал в Берлине Ассоциацию художественных студий под угрозой — это объединение протестует против выселения художников и уничтожения их мастерских. Ему пришлось покинуть арт-район Post Ost и искать с коллегами новую мастерскую. «В центре нет ничего, — говорит он. — Если вам повезет, может обломиться что-то по государственной программе. Но это единичные случаи». И пока рента продолжает расти, Йоэнс, как и многие другие художники, подумывает о том, что раньше богеме представлялось немыслимым, — переехать в пригород, за пределы S-Bahn. Профессиональная ассоциация визуальных художников недавно утвердила генеральный план, цель которого — создать 2 тыс. новых студий к 2020 году, причем «художественные кампусы» предлагается организовывать на окраинах. Это могут быть либо новые комплексы, либо перестроенные типовые многоэтажки, возведенные в ГДР.  

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+