18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

О роли руин в российской истории

№67
Материал из газеты

Особое отношение к развалинам привело к тому, что у нас почти не осталось исторических памятников

Великий Николай Гоголь, описывая в «Мертвых душах» разрушающееся хозяйство Плюшкина и великолепие развалин форума в «Риме», на самом деле говорил об отсутствии у русских исторического чувства. Гоголь был не единственным, кто пытался выразить ощущение пустоты и страха русского человека из-за отсутствия у него надежной исторической основы. Вот и Петр Чаадаев писал в 1829 году о «бесприютности и неукорененности российской культуры».

С памятниками древнего зодчества в России обходились без особых церемоний — традиций их восстановления, реконструкции или тем более реставрации не существовало. Лондонский профессор Андреас Шёнле приводит историю Десятинной церкви в Киеве. Одна из главных святынь русского православия, сооруженная князем Владимиром в 996 году, она начала разрушаться уже в XIII веке, во время монгольского нашествия. А к XIX веку Десятинная церковь превратилась в груду живописного хлама. В конечном счете ее снесли, несмотря на заступничество министра просвещения Сергея Уварова, считавшего, что «руины должны сохраняться и сберегаться в том состоянии, в каком были найдены», для расчистки под новый собор, спроектированный Василием Стасовым. «Красота церкви считалась не зависящей от ее древности. Пока церковное здание сохраняет свою святость, оно продолжает оставаться той же самой церковью, независимо от того, насколько радикально его перестраивали», — констатирует Шёнле.

А в главе, посвященной эстетическим и политическим моментам в романтической моде на руины, автор приводит слова из знаменитой книги маркиза Астольфа де Кюстина, заметившего, что «здесь так же невозможно определить подлинность священных камней, как и достоверность слов и документов. В каждое новое правление исторические здания преображаются заново, словно бесформенная глина, по воле государя…» Ситуация эта стала меняться в СССР лишь после Великой Отечественной, когда Ленинград восстанавливали ускоренными темпами — гораздо быстрее, чем города во Франции, Британии или Германии. «В отличие от этих стран, где была принята политика совмещения реконструкции и новых построек в зависимости от обстоятельств каждого отдельного случая, ленинградцы оставались верны принципу точной факсимильной реконструкции». Именно она, названная историком Лизой Киршенбаум «государственным принуждением к забвению», определила нынешний облик не только исторического центра Санкт-Петербурга, но и состояние дворцов-музеев в Петергофе, Царском Селе, Гатчине и Павловске. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+