The Art Newspaper Russia
Поиск

Наполеоновские планы Парижской биеннале

С 8 по 16 сентября в Гран-пале проходит ежегодная ярмарка La Biennale Paris, ранее известная как Биеннале антикваров. Стремясь поразить воображение публики, организаторы призвали на помощь модного дизайнера Жан-Шарля Кастельбажака и дух Наполеона

Название биеннале стало у завсегдатаев поводом для шуток, ведь с 2017 года ярмарка проводится ежегодно. Организаторов понять можно: крупные антикварные ярмарки TEFAF (проходит в Маастрихте и Нью-Йорке) и лондонская Frieze Masters тоже проводятся раз в год — не отставать же от конкурентов!

Архитектура Гран-пале с его гигантским стеклянным куполом располагает к гигантомании, и модельер Жан-Шарль Кастельбажак, ставший в этом году арт-директором Парижской биеннале, охотно поддался искушению. Первое, что видит посетитель, — висящая под куполом конструкция из разноцветных полотнищ, похожая на шатер бродячего цирка. Сам Кастельбажак предпочитает называть ее «небесной каруселью». По мысли дизайнера она должна напоминать о походных палатках и знаменах Великой армии. На каждом полотнище — слегка карикатурное изображение одного из сподвижников Наполеона. Нашлось место и для его жен — Жозефины и Марии-Луизы. Под шатром — зеркальный куб, внутри которого прячется некоммерческая выставка «Наполеон, император под стеклянным куполом». Предметы для нее предоставил Пьер-Жан Шалансон — коллекционер, с юных лет фанатично скупающий вещи, принадлежавшие Бонапарту. Здесь и карты европейской части России в тисненом золотом футляре, и детская сорочка сына императора, Наполеона II, и даже свидетельство о разводе с Жозефиной. Есть в экспозиции, разумеется, и парадные портреты Наполеона, и его мраморный бюст работы Антонио Кановы — как-никак биеннале в первую очередь ярмарка искусства (с небольшими дополнениями в виде коллекционного дизайна, букинистики, старинных часов и ювелирных украшений).

По размерам биеннале получилась довольно скромной — 76 участников, две трети из них — из Франции. Последнее, впрочем, не удивляет, ведь организатор события — французский Национальный синдикат антикваров (SNA). Цены по сравнению с крупными ярмарками-конкурентами довольно умеренные, работы стоимостью больше миллиона евро здесь наперечет. В основном это произведения импрессионистов. Парижская галерея Damien Bouquet за €5,5 млн предлагает вполне музейного уровня полотно Огюста Ренуара «Портрет мадемуазель Фунез» (1880). А на стенде Raphael Roux dit Buisson за €3,8 млн продается настоящий раритет — рисунок Винсента ван Гога «Швея у окна» (1881), выполненный акварелью, пастелью и углем. Там же можно приобрести «Вид Дьеппа» (1882) Клода Моне за €3,2 млн. Галерея Helene Bailly за €1,4 млн предлагает импрессионистский пейзаж Поля Гогена «Обрывы в Ла-Буе» (1884).

При этом почетное место в самом центре ее стенда занимает «Пейзаж с красным домом» (1918) Петра Кончаловского. За яркое кубистическое полотно, засветившееся на выставках в Русском музее и Третьяковке, просят €780 тыс. А Galerie Berès выставила «Натюрморт с бутылкой» (1917) Маревны за €280 тыс. Этим выбор российского искусства на Парижской биеннале, по сути, и ограничивается. Впрочем, не совсем. На нескольких стендах можно обнаружить поздние работы Марка Шагала, которого французы так же давно и прочно признали за своего, как немцы Василия Кандинского.

Традиционно сильная сторона биеннале — старые мастера. Галерея Florence de Voldère собрала впечатляющую подборку живописи Питера Брейгеля Младшего и его мастерской. За «Драку в трактире» просят €105 тыс., зимние сцены традиционно дороже — €1,4 млн, спрос на них всегда выше. А у галереи Costermans в столь же внушительном количестве представлены работы Яна Брейгеля с учениками, в основном цветочные натюрморты. В уголке стенда галереи Alexis Bordes, специализирующейся на французской живописи XVIII века, скромно висят два небольших живописных тондо Франсуа Буше с характерными для художника игривыми сюжетами — €650 тыс. за пару.

Стенды галерей, специализирующихся на скульптуре разных стран и народов, — одни из самых любопытных на ярмарке. Galerie Mermoz представила впечатляющую подборку скульптуры доколумбовой Америки, Eric Pouillot — китайские древности начиная со времен династии Восточная Хань (I–III века н.э.), Clara Scremini — минималистские объекты из стекла современных авторов. Базельская галерея Cahn, специализирующаяся на античном искусстве, устроила у себя на стенде настоящий маленький музей с более чем сотней экспонатов: флаконы для духов по €1,2 тыс., краснофигурная аттическая керамика — по €50 тыс., а за римский торс — копию шедевра Праксителя «Юноша, убивающий ящерицу» — просят €240 тыс.

Галереи декоративно-прикладного искусства занимают на биеннале самые престижные места — в центре зала, вокруг наполеоновского шатра. Экспозиция галереи Steinitz — одна из самых заметных на ярмарке. Как обычно, эта галерея, в прошлом постоянный гость московских салонов Moscow World Fine Art Fair, выстроила на своем стенде полностью законченный интерьер с резными настенными панелями-буазери, наборным паркетом и зеркалами в пышных барочных рамах. Декораторам, приехавшим в Париж на свою профессиональную ярмарку Maison & Objet и заглянувшим из любопытства на биеннале, оставалось только кусать локти от зависти. Про наполеоновскую тему галеристы тоже не забыли — раздобыли мебель из гостиной сподвижника императора, маршала Даву работы мастера Жакоба Демальтера. За два канапе и четыре кресла просят €250 тыс.

Стенд еще одной известной галереи, Perrin, оформлен лаконичнее. Но здесь продают настоящий шедевр, точнее, даже два — парные шкафы-библиотеки в стиле Людовика XVI с отделкой из черного дерева и черепахового панциря (1770–1780). Их украшают позолоченные барельефы с фигурами муз. Цена комплекта — €1,5 млн.

Позолота буквально слепит глаза на стенде La Pendulerie — галереи, специализирующейся на часах XVIII — начала XIX века. За каминные часы мастера Робера Робена в виде колесницы, запряженной козлами, когда-то принадлежавшие российскому императору Павлу I, здесь просят €105 тыс., а за гигантские настенные часы в стиле Людовика XV из коллекции Юбера Живанши — €320 тыс. За €550 тыс. можно приобрести шедевр часовщика Жан-Симона Бурдье — напольные часы с календарем (1785–1790), отсчитывающие время во всех часовых поясах от Китая до Кабо-Верде, а также показывающие фазы Луны и положение Солнца на небосводе.

Дизайн XX века тоже представлен достойно. На стенде галереи Yves et Victor Gastou, специализирующейся на коллекционном дизайне, нет отбоя от посетителей. Их привлекает удивительный объект — гигантский проигрыватель для пластинок в форме яйца, произведение дизайнера Пьера Тантера. С поднятыми тремя крышками, похожими на крылья, он напоминает, скорее, абстрактную скульптуру и непрерывно играет ностальгические хиты 1970–1990-х. За диковину, изготовленную в 1975 году для некоего парижского меломана, просят €80 тыс.

Неожиданно эффектно смотрится букинистический стенд Camille Sourget с высоким книжным стеллажом, вписанным в полукруглую нишу, похожую на апсиду храма. Тут за €495 тыс. продают самое полное в мире собрание гравюр Джованни Баттиста Пиранези; 27 томов, выпущенных в Париже в 1804–1807 годах, вмещают 1189 отпечатков. Есть раритеты и подешевле. Например, рукописный иллюминированный часослов 1500 года можно купить за €345 тыс.

Материалы по теме
Просмотры: 1329
Популярные материалы
1
Хоакин Соролья — испанец, гнавшийся за солнечным светом
В Национальной галерее в Лондоне показывают одного из самых быстрых и ярких художников в мире.
22 апреля 2019
2
Татьяна Горячева: «Люблю факты»
Главный научный специалист Третьяковской галереи и ведущий российский исследователь творчества Малевича, Эль Лисицкого и других художников авангарда рассказала о тонкостях и парадоксах своей профессии.
22 апреля 2019
3
€1 млрд за два дня: пожертвования на восстановление Нотр-Дам-де-Пари продолжают поступать
В первые же дни после пожара запущено несколько кампаний по сбору средств — на данный момент удалось собрать уже более €1 млрд. Тем временем премьер Франции объявил международный архитектурный конкурс на строительство нового шпиля собора.
18 апреля 2019
4
Галеристы показывают все лучшее сразу на RA&AF
В Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» проходит ярмарка искусства и антиквариата Russian Art & Antique Fair 2019.
19 апреля 2019
5
В Москве пройдет I Международный саммит коллекционеров
Первым крупным событием нового проекта Cube станет конференция Cube.Collectors — она состоится 23 апреля и будет посвящена анализу перспектив развития арт-рынка.
22 апреля 2019
6
Нижний Новогород принимает у себя французских импрессионистов
Более 50 произведений рубежа XIX–XX веков отправились на выездную выставку.
19 апреля 2019
7
Вим Дельвуа примет участие в конкурсе на строительство нового шпиля Нотр-Дам-де-Пари
Бельгийский художник, известный своими скульптурами в стиле готики, уже работает над проектом реконструкции пострадавшего от пожара кафедрального собора.
19 апреля 2019
8
«Инновация» переезжает в Нижний Новгород. Возможно, навсегда
Объявлены дата и место проведения церемонии награждения лауреатов Государственной премии в области современного искусства «Инновация» — 29 июня, Нижний Новгород.
18 апреля 2019
9
«Мы используем инструменты хирургов и стоматологов»
Специалисты отдела реставрации тканей Государственного исторического музея Анна Мамонова и Юлия Матвеева рассказали о специфике своей работы и о том, почему им проще иметь дело со старинным текстилем, нежели с современным.
18 апреля 2019
10
Вима Дельвуа чествуют на его родине в Бельгии
Ретроспектива одного из самых известных сегодня в мире бельгийских художников в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе включает не только знаменитые серии работ, но и новые произведения — как обычно, провокационные и парадоксальные.
18 апреля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru